Астрономы смоделировали вероятность столкновения астероида с Землей

Сегодня расстояние от Апофиса до Земли составляет 0,88 астрономических единиц, или почти 132 миллионов километров / Eyes on Asteroids/NASA
Более сотни астрономов из 18 стран провели "космические учения": они смоделировали приближение к Земле опасного астероида и оценили вероятность его столкновения с планетой.

Как передает пресс-служба УрФУ, чьи научные сотрудники также приняли участие в изысканиях, за образец взяли астероид Апофис, который приближался к Земле с декабря 2020 по март 2021 года. При этом все известные о нем данные были обнулены - то есть ученые заново "обнаружили" его и исследовали координаты скорость и траекторию движения. После чего рассчитали, каковы были бы последствия от встречи с таким космическим объектом.

- Крайне важно было понять, насколько заблаговременно ученым удается обнаруживать и как быстро можно классифицировать внеземные тела, которые могут представлять опасность для планеты, - пояснили в вузе.

По сути, такие учения - это проверка того, как оперативно и слаженно могут взаимодействовать организации в разных точках земного шара, если подобная угроза возникнет в реальности.

Почему это важно? Для сравнения: диаметр Апофиса, взятого для примера, 350 метров, а упавшего в 2013 году челябинского метеорита - всего 17 метров. Так вот, если такой крупный астероид как Апофис врежется в Землю, по расчетам экспертов, высвободившаяся при этом энергия составит 1717 мегатонн. Это в тридцать раз больше, чем при взрыве самой мощной в мире советской термоядерной бомбы, которую испытали в 1961 году.

При этом, когда небесное тело приблизится к Земле на опасное расстояние, термоядерные ракеты уже будут бессильны: они лишь расколют "пришельца" на более мелкие куски, которые будут двигаться по прежней траектории и по поверхности планеты будет нанесено множество разрушительных ударов. Единственный надежный способ защиты - изменить траекторию движения астероида. Но для этого его нужно обнаружить заранее.

- Наблюдения велись непрерывно, потому что, когда в одном полушарии наступала ночь, в другом - день и наоборот, а данные по итогу получились "объемные". И менее точные наблюдения оказались столь же полезны, как и сведения с высокоточных аппаратов, - говорит ведущий научный сотрудник Коуровской астрономической обсерватории Эдуард Кузнецов.

Сотрудники уральской обсерватории, например, проводили наблюдения с помощью телескопа SBG и определяли координаты объекта, оценивали его блеск (это позволяет выяснить размеры, форму тела и скорость его вращения).

Группа аккумулировала данные из Австралии, Чили, Израиле, Италии, Казахстане, Испании, США, Африке, Корее, с высокой околоземной орбиты. Все сведения для обработки отправляли в координационный центр NASA.

- Учения имели оглушительный успех, - считает Майкл Келли, научный сотрудник NASA.