Игорь Стравинский - композитор-революционер: многие его шедевры поменяли все прежние представления о музыкальной стилистике. Например, балет "Весна священная". Его парижская премьера в 1913 году стала одной из самых резонансных в истории музыки. Грандиозное акустическое полотно с уникальной ритмической структурой шокировало публику: зрители топали и свистели, а балетмейстеру Нижинскому приходилось, стоя на стуле, отстукивать ритм артистам, потому что крики в зале заглушали оркестр. Позже один из критиков сказал: "Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году".
В день рождения Стравинского в Зале Чайковского прозвучит другой его балет - "Жар-птица", который, как и "Весна священная", был написан по заказу Сергея Дягилева для "Русских сезонов". Сказочный колорит и богатство оркестровых красок отсылают здесь слушателей к традициям Николая Римского-Корсакова, у которого Стравинский в молодости учился пять лет. О прямой связи межу композиторами напомнит в программе сюита из "Золотого Петушка" - последней оперы Римского-Корсакова, впервые поставленной уже после смерти автора и предвосхитившей многое из того, что предстояло открыть Стравинскому.
Также в день рождения Стравинского прозвучит Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева - младшего современника и одного из соперников Стравинского. Оба композитора были "гражданами мира", работали в разных странах и сочиняли для балетной антрепризы Дягилева. При этом их творческие индивидуальности радикально отличались: музыку Стравинского часто сравнивают с кубическими формами Пикассо, а Прокофьева - с буйством красок на полотнах Матисса. Второй скрипичный концерт Прокофьева прозвучит в исполнении Павла Милюкова, лауреата Конкурса Чайковского, и станет еще одной яркой краской из эпохи Стравинского.
Справка "РГ"
Подробности программы концерта, посвященного Игорю Стравинскому, - на сайте Московской филармонии.