Над созданием прототипа работает команда из четырех человек: экономист, географ и два культуролога.
- В команде гибкое распределение полномочий, когда каждый участник может оперативно подключиться к текущему этапу работ, будь то дизайн-макет, выездные работы, обработка полученных данных, - говорит руководитель проекта, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна КФУ Диана Буркальцева. - Сама команда сложилась недавно и реализует свой первый проект, при этом у каждого из специалистов есть и свой уникальный опыт, и компетенции как в сфере туризма, так и культурного наследия.
По словам Буркальцевой, индустрия цифровых гидов делает в России первые шаги.
- Наряду с перспективными разработками существуют уже действующие сервисы, основным отличием которых является их региональная привязка, - говорит она. - Подобные приложения знакомят жителей и гостей Санкт-Петербурга, Мурманска, Ставропольского края, Алтая с достопримечательностями, интересными маршрутами. Такие цифровые гиды не только показывают местоположение того или иного значимого для туриста объекта, но и предоставляют культурно-историческую справку, чтобы погрузить пользователя в контекст местной культуры.
Основой приложения стала интерактивная карта, на которой отмечаются туристические места, маршруты, полезные объекты инфраструктуры. В качестве обратной связи работает меню комментариев и оценок того или иного маршрута.
- Необходимым условием для функционирования электронных гидов является привязка к мобильному устройству - смартфону или планшету, что дает возможность пользоваться ими непосредственно в путешествии, - поясняет Буркальцева. - Безусловный тренд для сферы цифровизации культуры и туризма - это использование VR и AR-технологий, которые позволяют взглянуть на музейные объекты и памятные места с новой точки, обогатив их дополнительной информацией и ссылками на разнообразный мультимедиа-контент. Также важной опцией является адаптация гида к запросам пользователя и предоставление ему персональных рекомендаций, максимально соответствующим его интересам.
Руководитель проекта отмечает, что они с коллегами отошли от общепринятой схемы и перенесли акцент с карты на объекты культурного наследия, в частности архитектурные сооружения.
- Они представлены в форме объемных моделей, полученных в результате лазерного сканирования, - рассказывает она. - Эта технология позволяет создавать реалистический "цифровой двойник" объекта, отличающийся высокой точностью передачи пространственных параметров. В качестве дополнений используется весь спектр документов, иллюстраций, сопроводительных материалов, через которые раскрывается история строения и его значимость.
Испытательным полигоном для оцифровки объектов создатели гида выбрали Евпаторию, некогда всесоюзную детскую здравницу, чей санаторно-курортный комплекс обладает интересной и длинной историей. По словам участника проекта, старшего преподавателя кафедры культурологии и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна КФУ Ивана Кравченко, архитектурная история города уникальна.
- Очень интересно проследить, как одни архитектурные формы и стили перерастают в другие, как происходит эта эволюция, - говорит он. - Мы хотим сфокусировать внимание крымчан и гостей полуострова на памятниках истории, которые обладают уникальной историей, однако в силу регионального значения широко не известны. Также хотим донести до широкой общественности, что в истории человечества нет ничего вечного. Мы не должны забывать о внешних факторах, которые зачастую оказывают весьма сильное влияние на состояние того или иного объекта. Важно, чтобы и руинированный памятник по-прежнему вызывал наш интерес.
При выборе памятников ученые руководствовались наличием статуса объекта культурного наследия регионального значения, а также продолжительным временем функционирования - как в досоветский, так и в советский период. В предварительный перечень, в частности, вошли Дача Крицких, дача "Покой" И. С. Шайтана, Дача Б. И. Казаса.
Авторы проекта рассчитывают, что их разработка будет востребована всеми, кто интересуется историей Евпатории и необычными маршрутами, кто открывает в городе малоизвестные, но легендарные места.
- Воспользоваться гидом могут и специалисты в области культурного наследия: потенциально программный продукт можно рассматривать как сервис мониторинга сохранности материальных памятников культуры, - объясняет Диана Буркальцева. - Цифровой гид, как новое и актуальное интерактивное медиарешение, должен положительно повлиять на развитие познавательного туризма и популяризацию краеведения среди школьников и молодежи.
К тому же, по словам руководителя проекта, с учетом многообразия архитектурных памятников Евпатории полученные результаты в будущем можно масштабировать в рамках республики.
- Также с помощью полученных сведений можно оптимизировать паспортизацию объектов культурного наследия, - уверена она. - Наша разработка выступает частью новой стратегии визуализации культурных данных, благодаря которой у широкого круга пользователей появится новый опыт знакомства с историей Крыма.
В Евпатории открылось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его руководитель архитектор Татьяна Савченко говорит, что необходимость создания общества наряду с существующим с 2015 года республиканским отделением ВООПиК связана с не типичным для малых городов обилием в Евпатории объектов культурного наследия.
- Раньше мы как неравнодушные горожане, фиксируя то или иное нарушение законодательства в сфере охраны культурного наследия, обращались в департамент охраны культурного наследия министерства культуры Крыма, - рассказала она. - На место выезжал инспектор и нарушение фиксировал. Благодаря нашей активности нарушителей два раза оштрафовали, один раз были прекращены строительные работы в охранной зоне объекта культурного наследия. Теперь каждое заявление будет исходить не от частных лиц, а от всероссийской общественной организации. При необходимости руководство нашей организации может оказать нам поддержку при решении той или иной проблемы.
Также члены Евпаторийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры заняты установлением авторства проектов тех или иных памятников архитектуры, уточнением относящихся к ним сведений и определением точного местоположения утраченных объектов.