16.06.2022 10:03
    Поделиться

    Ростехнадзор обязал омские власти обеспечить охрану недостроенного метро

    Замороженные объекты недостроенного омского метрополитена превращаются в настоящую проблему для города. Прокуратура Омской области в ходе проверки установила, что охрана тоннелей на должном уровне не обеспечена, туда могут проникнуть посторонние лица. Ростехнадзор через суд обязал региональные власти обеспечить надлежащую консервацию метро.
    Омские метростроители покинули объекты семь лет назад.
    Омские метростроители покинули объекты семь лет назад. / Евгений Кармаев

    Заброшенные стройки, особенно летом, нередко становятся пристанищем для бродяг, а также для подростков, которые устраивают здесь квесты, а потом выкладывают ролики и фото в интернет. Омская подземка не стала исключением.

    - Надлежащая консервация участков метрополитена не обеспечена на участках между станциями "Заречная" и "Кристалл", а также "Рабочая" и "Туполевская". Проникнуть туда может кто угодно. Недавно компания диггеров жарила там шашлыки и сплавлялась на лодке, преодолев около километра, - пояснил корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Омской области Дмитрий Павленко. - Объекты не поддерживаются в безопасном и безаварийном состоянии. На основании результатов нашей проверки Ростехнадзор подал иск в суд, который обязал ответственные органы привести содержание недостроя в нормативное состояние.

    Строительство метро, которое планировали пустить шесть лет назад к 300-летию Омска, остановили, вложив четырнадцать миллиардов рублей. Главными причинами стали финансовые - уход из региона основного налогоплательщика (компании "Сибнефть") и банкротство генерального застройщика (компании "Мостовик"). Федеральное финансирование объектов подземки, готовых на 35 процентов, прекратилось, а региональным властям проект не по карману. В последний раз Омская область получала федеральные деньги на строительство метро в 2015 году.

    Но и в замороженном состоянии подземка постоянно требует внимания. В свое время под нее были выделены огромные территории, которые теперь стали для города обузой. Красные линии вдоль и поперек пересекли центральные районы левобережья. Строить здесь дороги, жилье, школы, магазины категорически нельзя. Идя навстречу жителям и предпринимателям, региональное минимущества постаралось до минимума сократить число таких участков. Но все равно их более восьмидесяти.

    Специалисты ломают голову над тем, как использовать тоннели. Один из вариантов - объединить инфраструктуру метро с наземным городским электротранспортом - требует специальных инновационных решений и огромных вложений.

    Предприниматели предлагали использовать станции и тоннели под ночные клубы, склады, парковки, спортплощадки. Однако ввиду неопределенного статуса замороженного объекта все проекты оказались несостоятельными. Единственная станция, которую удалось задействовать, - "Библиотека имени Пушкина", где с недавних пор творческая омская молодежь устраивает выставки, вернисажи и импровизированные концерты.

    С похожими проблемами столкнулись не только омичи. В начале года строительство метро обсуждали депутаты Государственной Думы РФ. Сегодня в стране семь действующих метрополитенов. В Москве за последние десять лет открыли сто новых станций, в Санкт-Петербурге - восемь, в Казани - три, в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге - по две, в Самаре и Новосибирске - по одной. При этом рентабельными являются только столичные подземки, что и стало одной из причин приостановки реализации дорогостоящих проектов в ряде регионов.

    Впрочем, сейчас специалисты считают это решение слишком поспешным. Подземные каверны, затапливаемые водой в период дождей и распутицы, могут представлять опасность. Но чтобы их просто полностью закопать, требуются миллиарды рублей.

    На правительственном часе в Госдуме зампред правительства России Марат Хуснуллин заявил, что долгострои в отдельных городах-миллионниках планируется завершить. Правда, о конкретных сроках говорить сложно из-за санкций. Омск тоже имеет шанс попасть в этот список.

    - Региональные власти готовят техническое задание и обоснование, чтобы строить метро на средства инвестиционного бюджетного кредита. Это непростая задача. Чтобы подготовить проект, нужен год, - отметил Марат Хуснуллин.

    В сегодняшних ценах завершение строительства омского метро обойдется как минимум в 35 миллиардов рублей.

    Справка "РГ"

    В рамках первой очереди омского метро в городе построили двухуровневый метромост через Иртыш, семь километров путей и станцию "Библиотека Пушкина". Схема включала пять станций. Пропускная способность метрополитена оценивалась в 190 тысяч пассажиров в сутки.

    Поделиться