Заброшенные стройки, особенно летом, нередко становятся пристанищем для бродяг, а также для подростков, которые устраивают здесь квесты, а потом выкладывают ролики и фото в интернет. Омская подземка не стала исключением.
- Надлежащая консервация участков метрополитена не обеспечена на участках между станциями "Заречная" и "Кристалл", а также "Рабочая" и "Туполевская". Проникнуть туда может кто угодно. Недавно компания диггеров жарила там шашлыки и сплавлялась на лодке, преодолев около километра, - пояснил корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Омской области Дмитрий Павленко. - Объекты не поддерживаются в безопасном и безаварийном состоянии. На основании результатов нашей проверки Ростехнадзор подал иск в суд, который обязал ответственные органы привести содержание недостроя в нормативное состояние.
Строительство метро, которое планировали пустить шесть лет назад к 300-летию Омска, остановили, вложив четырнадцать миллиардов рублей. Главными причинами стали финансовые - уход из региона основного налогоплательщика (компании "Сибнефть") и банкротство генерального застройщика (компании "Мостовик"). Федеральное финансирование объектов подземки, готовых на 35 процентов, прекратилось, а региональным властям проект не по карману. В последний раз Омская область получала федеральные деньги на строительство метро в 2015 году.
Но и в замороженном состоянии подземка постоянно требует внимания. В свое время под нее были выделены огромные территории, которые теперь стали для города обузой. Красные линии вдоль и поперек пересекли центральные районы левобережья. Строить здесь дороги, жилье, школы, магазины категорически нельзя. Идя навстречу жителям и предпринимателям, региональное минимущества постаралось до минимума сократить число таких участков. Но все равно их более восьмидесяти.
Специалисты ломают голову над тем, как использовать тоннели. Один из вариантов - объединить инфраструктуру метро с наземным городским электротранспортом - требует специальных инновационных решений и огромных вложений.
Предприниматели предлагали использовать станции и тоннели под ночные клубы, склады, парковки, спортплощадки. Однако ввиду неопределенного статуса замороженного объекта все проекты оказались несостоятельными. Единственная станция, которую удалось задействовать, - "Библиотека имени Пушкина", где с недавних пор творческая омская молодежь устраивает выставки, вернисажи и импровизированные концерты.
С похожими проблемами столкнулись не только омичи. В начале года строительство метро обсуждали депутаты Государственной Думы РФ. Сегодня в стране семь действующих метрополитенов. В Москве за последние десять лет открыли сто новых станций, в Санкт-Петербурге - восемь, в Казани - три, в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге - по две, в Самаре и Новосибирске - по одной. При этом рентабельными являются только столичные подземки, что и стало одной из причин приостановки реализации дорогостоящих проектов в ряде регионов.
Впрочем, сейчас специалисты считают это решение слишком поспешным. Подземные каверны, затапливаемые водой в период дождей и распутицы, могут представлять опасность. Но чтобы их просто полностью закопать, требуются миллиарды рублей.
На правительственном часе в Госдуме зампред правительства России Марат Хуснуллин заявил, что долгострои в отдельных городах-миллионниках планируется завершить. Правда, о конкретных сроках говорить сложно из-за санкций. Омск тоже имеет шанс попасть в этот список.
- Региональные власти готовят техническое задание и обоснование, чтобы строить метро на средства инвестиционного бюджетного кредита. Это непростая задача. Чтобы подготовить проект, нужен год, - отметил Марат Хуснуллин.
В сегодняшних ценах завершение строительства омского метро обойдется как минимум в 35 миллиардов рублей.
Справка "РГ"
В рамках первой очереди омского метро в городе построили двухуровневый метромост через Иртыш, семь километров путей и станцию "Библиотека Пушкина". Схема включала пять станций. Пропускная способность метрополитена оценивалась в 190 тысяч пассажиров в сутки.