Дилера оштрафовали за нарушение сроков ремонта на сумму, в 10 раз превышающую стоимость машины
Итак, некий Евгений Дроздов приобрел новый черный Audi A6 2018 года выпуска у дилера. На тот момент стоимость авто составляла 3,8 миллиона рублей. Гарантийный срок на авто составлял 4 года. В январе 2021-го начинался третий год гарантии. Собственнику авто пришлось шесть раз возить его к официальным дилерам на гарантийный ремонт из-за различных неполадок. В общей сложности потребитель не имел возможности пользоваться автомобилем 56 дней.
В конце октября 2021 года автовладелец направил дилеру претензию о возврате стоимости товара и компенсации убытков. В предусмотренный законом срок ответа по существу требований не последовало.
Ответ от дилера с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения требований пришел лишь в декабре 2021 года. Тогда владелец авто подал в суд иск о защите прав потребителя, взыскании цены товара, убытков, неустоек, штрафа и денежной компенсации морального вреда. И вот с этого момента начинается самое интересное. Стоимость аналогичного нового авто на момент экспертизы составила уже более 12 миллионов рублей. Вместе с тем сторонами по делу в судебном заседании было подписано соглашение об определении текущей стоимости нового автомобиля в размере 11 миллионов рублей. То есть далеко уже не 3,8 миллиона, которые автовладелец первоначально заплатил за машину.
Эта история - наглядный пример серьезных перемен, произошедших за последние месяцы на потребительском рынке. Теперь машины, которые стоили тысячи рублей, стоят миллионы. Запчасти на эти машины выросли в цене, а многие оказались недоступны в ближайшее время.
Недаром страховщики предлагали увеличить срок ремонта с нынешних 45 суток до 90 дней. С аналогичным предложением выступила Российская ассоциация дилеров РОАД. Но ни правительство, ни Центробанк такие предложения не поддерживают.
Как сообщил директор по сервису АВТОДОМ Роман Тимашов, доля гарантийных ремонтов в структуре дилерских ремонтов составляла от 10% до 40%, с учетом снижения гарантийного парка с 2015 года, доля гарантийных ремонтов тоже снижалась.
"Проблемы с автозапчастями есть. Очевидно, что наибольшие трудности - с группами запчастей для ремонта агрегатов, уникальными запчастями и запчастями, имеющими электронные компоненты, - подчеркивает Тимашов. - Сейчас мы поддерживаем все гарантийные обязательства, доля гарантийных обращений находится на прежнем уровне. У нас есть кейсы, согласованные с импортером, когда для гарантийного ремонта использованы неоригинальные запчасти. Прежде всего мы стараемся решить проблему клиента. Большинство клиентов относятся с пониманием к увеличенным срокам поставки запчастей. Безусловно, дилеры поддерживают предложение о заморозке норм закона о защите прав потребителей в части сроков исполнения ремонта. Уже сейчас многие дилерские предприятия меняют процессы, стараясь минимизировать риски, связанные с превышением сроков ремонта".
Впрочем, как считают адвокаты, увеличение сроков ремонта в два раза - это манипулирование действующим законом. Возможно увеличить сроки, но, например, до 60 дней. Ведь и страховщики, и дилеры заявляют о наличии запчастей. Поэтому предлагаемое увеличение сроков ремонта до 90 дней не совсем понятно. Оно только может оправдать отсутствие претензий со стороны автовладельцев. Но в таком случае речь идет не о защите прав потребителя, а о защите интересов дилера.