16.06.2022 03:00
    Поделиться

    Дилера оштрафовали за нарушение сроков ремонта на сумму, в 10 раз превышающую стоимость машины

    Автомобиль, который стоил автовладельцу всего 3,5 миллиона рублей, оказался золотым для дилера, который его продал. Ему по решению суда пришлось выплатить автовладельцу почти в десять раз больше только потому, что автовладелец не мог пользоваться ей более 50 дней в гарантийный год. Кроме того, за это время автомобиль в связи со всеми мировыми событиями резко вырос в цене. Однако такая практика настораживает страховщиков, которые ожидают всплеска потребительского экстремизма. Хотя пока такого не наблюдается.
    Многие машины сегодня резко подорожали, что тут же сказалось на сроках и стоимости их ремонта.
    Многие машины сегодня резко подорожали, что тут же сказалось на сроках и стоимости их ремонта. / Наталья Пьетра

    Итак, некий Евгений Дроздов приобрел новый черный Audi A6 2018 года выпуска у дилера. На тот момент стоимость авто составляла 3,8 миллиона рублей. Гарантийный срок на авто составлял 4 года. В январе 2021-го начинался третий год гарантии. Собственнику авто пришлось шесть раз возить его к официальным дилерам на гарантийный ремонт из-за различных неполадок. В общей сложности потребитель не имел возможности пользоваться автомобилем 56 дней.

    В конце октября 2021 года автовладелец направил дилеру претензию о возврате стоимости товара и компенсации убытков. В предусмотренный законом срок ответа по существу требований не последовало.

    Ответ от дилера с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения требований пришел лишь в декабре 2021 года. Тогда владелец авто подал в суд иск о защите прав потребителя, взыскании цены товара, убытков, неустоек, штрафа и денежной компенсации морального вреда. И вот с этого момента начинается самое интересное. Стоимость аналогичного нового авто на момент экспертизы составила уже более 12 миллионов рублей. Вместе с тем сторонами по делу в судебном заседании было подписано соглашение об определении текущей стоимости нового автомобиля в размере 11 миллионов рублей. То есть далеко уже не 3,8 миллиона, которые автовладелец первоначально заплатил за машину.

    Эта история - наглядный пример серьезных перемен, произошедших за последние месяцы на потребительском рынке. Теперь машины, которые стоили тысячи рублей, стоят миллионы. Запчасти на эти машины выросли в цене, а многие оказались недоступны в ближайшее время.

    Недаром страховщики предлагали увеличить срок ремонта с нынешних 45 суток до 90 дней. С аналогичным предложением выступила Российская ассоциация дилеров РОАД. Но ни правительство, ни Центробанк такие предложения не поддерживают.

    Как сообщил директор по сервису АВТОДОМ Роман Тимашов, доля гарантийных ремонтов в структуре дилерских ремонтов составляла от 10% до 40%, с учетом снижения гарантийного парка с 2015 года, доля гарантийных ремонтов тоже снижалась.

    "Проблемы с автозапчастями есть. Очевидно, что наибольшие трудности - с группами запчастей для ремонта агрегатов, уникальными запчастями и запчастями, имеющими электронные компоненты, - подчеркивает Тимашов. - Сейчас мы поддерживаем все гарантийные обязательства, доля гарантийных обращений находится на прежнем уровне. У нас есть кейсы, согласованные с импортером, когда для гарантийного ремонта использованы неоригинальные запчасти. Прежде всего мы стараемся решить проблему клиента. Большинство клиентов относятся с пониманием к увеличенным срокам поставки запчастей. Безусловно, дилеры поддерживают предложение о заморозке норм закона о защите прав потребителей в части сроков исполнения ремонта. Уже сейчас многие дилерские предприятия меняют процессы, стараясь минимизировать риски, связанные с превышением сроков ремонта".

    Срок гарантийного ремонта машины можно увеличить лишь до 60 дней, считают юристы. Ведь и страховщики, и дилеры заявляют о наличии запчастей

    Впрочем, как считают адвокаты, увеличение сроков ремонта в два раза - это манипулирование действующим законом. Возможно увеличить сроки, но, например, до 60 дней. Ведь и страховщики, и дилеры заявляют о наличии запчастей. Поэтому предлагаемое увеличение сроков ремонта до 90 дней не совсем понятно. Оно только может оправдать отсутствие претензий со стороны автовладельцев. Но в таком случае речь идет не о защите прав потребителя, а о защите интересов дилера.

    Поделиться