17.06.2022 16:59
    Поделиться

    Тепловизоры и ультразвук: Как специальный диагностический поезд контролирует безопасность метро Москвы

    Сегодня общая протяженность столичного метро составляет 750 километров. Каждые сутки подземкой пользуются более семи миллионов пассажиров. Чтобы обезопасить каждую поездку, всю инфраструктуру тщательно проверяют сотрудники метро. Помогает им в этом специальный диагностический комплекс "Синергия". В один из рейсов состава с ним отправились и корреспонденты "РГ".

    Электродепо "Красная Пресня" - место прописки диагностического состава. Выделяется комплекс среди других поездов не только желто-красными бортами, по дну вагонов идут мощные светодиодные прожекторы. А сам состав увешен диагностическим оборудованием.

    "Приборы помогают провести комплексную диагностику, - объясняет заместитель начальника центра диагностики и мониторинга дирекции инфраструктуры Московского метрополитена Алексей Павлов. - Впереди у состава камеры наружного наблюдения, камеры тепловизионного контроля с помощью инфракрасного излучения они контролируют температуру устройств в тоннеле. Между первым и вторым вагоном расположены габаритометры, датчики трехмерного сканирования. Но основное оборудование комплекса - это лазерные приборы для измерения геометрии рельсового пути. Необходимо это, чтобы вовремя выявить неровности и дефекты, предотвратить раскачку состава. А скрытые дефекты рельса определяет ультразвуковая диагностика". Павлов отметил, что по пятибалльной шкале в последние годы не выявляют дефекты выше третьей степени или начального этапа образования. Их оперативно устраняют эксплуатирующие службы. Проверки каждой линии метро проходят трижды в месяц. Но состав ездит каждый день.

    Вот часы на перроне бьют десять утра, машинист состава дает гудок, весь экипаж - а это 10 человек - заходит в поезд. Проверять будут Кольцевую линию метро. Внутри вагон выглядит как настоящий офис: окна закрыты жалюзи, пассажирские кресла сняты, на их место поставлены офисные столы с большими мониторами. Стулья тут не крутятся, чтобы не укатиться во время движения состава. У одной из сотрудниц на столе замечаю открытку с цветами. У кого-то на стене висят схемы, на большинстве столов стопками лежат рабочие журналы. Все данные с результатами обследований заносят не только в цифровые носители, но и в привычные рабочие тетради. В следующем вагоне расположена кухня, дальше снова столы с мониторами.

    Начальник диагностического вагона Анатолий Бурмистров уточняет, что за самые важные обследования - дифектоскопию и ультразвук отвечают по три человека, чтобы не пропустить важные детали. Экипаж закрывает двери изнутри вручную, поезд трогается. На ряде мониторов начинает отображаться картинка движения. Тепловизор показывает зеленое излучение с редкими оранжевыми вкраплениями - это светильники в тоннеле. По другому монитору инженер Дмитрий Пахомов внимательно следит за данными габаритометра. Внезапно на его экране появляется не характерный силуэт тоннеля, а некое поле с какими-то столбами - оказалось, что это платформа и люди, ведь поезд подъехал к станции "Парк Культуры". На мониторе самого старейшего сотрудника диагностического комплекса инженера Николая Тимоховича монитор показывает профиль рельса. Картинки бегут одна за другой, несмотря на появляющуюся рядом схему, только глаз может заметить изъян.

    Работает экипаж только в дневные часы, когда трафик движения пассажирских составов ниже и можно вклиниться между ними. Ночью работать составу не позволяет отключение в 02:00 напряжения на контактном рельсе, необходимое для проведения ряда работ, в том числе для механической диагностики дефектов рельсового полотна 160 обходчиками.

    "Такое внимание к безопасности не случайно, метро самый популярный вид городского транспорта, наша задача сделать так, чтобы предотвратить малейшие нарушения в его работе, а москвичам было комфортно пользоваться подземкой", - заключает Алексей Павлов.

    Поделиться