20.06.2022 12:26
    Поделиться

    Николай Зверев сыграл одну из самых важных ролей в жизни Рахманинова

    "Российская газета" и Российский национальный музей музыки представляют проект "Рахманинов в объективе". Проект знакомит с фотографиями и документами из архива композитора, переданного в Музей музыки.
    Н.С. Зверев с учениками. Слева направо стоят - С. Самуэльсон, Л. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман, сидят - А. Скрябин, Н. С. Зверев, К. Черняев, М. Пресман. Москва, 1888.
    Н.С. Зверев с учениками. Слева направо стоят - С. Самуэльсон, Л. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман, сидят - А. Скрябин, Н. С. Зверев, К. Черняев, М. Пресман. Москва, 1888. / Из фондов Российского национального музея музыки

    На фотографии 1888 года запечатлен педагог Московской консерватории Николай Сергеевич Зверев со своими учениками. Среди них - пятнадцатилетний Сергей Рахманинов, ученик младшего отделения консерватории. Зверев имел обыкновение брать на воспитание двух-трех одаренных учеников, которые жили и учились у него бесплатно на полном пансионе. По вечерам "зверята" вместе с наставником посещали концерты, спектакли в Большом и Малом театрах. Приглашенные педагоги обучали мальчиков танцам и иностранным языкам. За четыре года учебы у Зверева Рахманинов добился значительных успехов по всем музыкальным и общеобразовательным предметам. "Он был прекрасный человек, - говорил Рахманинов о Звереве. - Лучшим, что есть во мне, я обязан ему".

    С.В. Рахманинов. Фото: Из фондов Российского национального музея музыки

    После экзамена по композиции, который Рахманинов блестяще выдержал, Зверев расцеловал его и подарил золотые часы, которые сейчас хранятся в Музее музыки.

    Кстати

    История формирования фонда Рахманинова в Российском национальном музее музыки началась еще при жизни композитора. Рахманинов сам передал в Музей автограф симфонической поэмы "Остров мертвых". А всего коллекция музея насчитывает около одного миллиона музейных предметов.

    От "РГ"

    Сегодня на Международном конкурсе Рахманинова в Москве начинаются выступления участников в номинации "композиция". Двенадцать конкурсантов должны будут представить сочинение для фортепиано соло длительностью от 7 до 15 минут. Как отметил на презентации конкурса председатель жюри в композиторской номинации Александр Чайковский:

    - Для многих современных композиторов рояль - малоизвестный инструмент, сейчас большинство не владеет им так, как нас учили раньше. Ведь музыка сочиняется на компьютере. Для того, чтобы подтолкнуть их к более глубокому изучению инструмента, мы предложили написать не только сочинение с оркестром, но и произведение для рояля соло.

    Конкурсные прослушивания сочинений для фортепиано соло пройдут в Малом зале консерватории, для фортепиано с оркестром - в Новой филармонии - 2.

    Поделиться