20.06.2022 22:50
    Поделиться

    Спрос на коммерческий транспорт продолжает снижаться

    Количество регистраций новых малотоннажных грузовых автомобилей (LCV) на рынке коммерческого транспорта снизилось на 70% в мае по отношению к февралю. У новых грузовых автомобилей (HCV) количество регистраций снизилось в два раза. Об этом "РГ" рассказал заместитель начальника отдела аналитики агентства "АВТОСТАТ" Виктор Пушкарев. Заметный рост продаж в феврале сменился затяжным спадом, который продолжается до сих пор.

    На рынке коммерческих автомобилей с пробегом ситуация заметно отличается. Так, в марте сегмент LCV вырос на 8%, а сегмент грузовых автомобилей снизился на 7%. Наиболее глубокий спад обоих сегментов начался в мае, когда регистрации LCV и HCV снизились на 16% и 20% соответственно относительно апреля. Относительно 2021 года наибольший "провал" рынка автомобилей с пробегом наблюдался в апреле - на 27% в сегменте LCV и на 37% в сегменте грузовиков.

    Цены на транспорт, в том числе коммерческий, будут расти и дальше, отмечают эксперты. Это неизбежно приведет к падению спроса на коммерческий транспорт со стороны бизнеса.

    Вероятность падения спроса на коммерческий транспорт отметил и президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности в рамках Петербургского международного экономического форума.

    "Если на рынке легковых автомобилей главная проблема связана с предложением, то рынок коммерческой техники может столкнуться с дефицитом спроса. Здесь основной покупатель - это бизнес, транспортные компании. Многие из них сейчас придерживают инвестиции, анализируют текущую рыночную и логистическую обстановку, в том числе в связи с запретом въезда грузовиков российских компаний в Европу", - сказал Путин.

    Цены на коммерческий транспорт постепенно повышались последние два года. В 2021 году средняя стоимость новой грузовой техники увеличилась на 30% по сравнению с позапрошлым годом - с 5 млн 847 тысяч рублей до 7 млн 493 тысяч рублей, рассказывает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. По его мнению, в текущем году рост цен будет более значительным.

    В 2022 году планировался ввоз 25 тысяч единиц новой техники на авторынок, в итоге будет доставлена только пятая часть, а коммерческий автопарк РФ нуждается в срочном обновлении, отмечает эксперт. Рост цен на комплектующие для ремонта существующих LCV составил в текущем году около 70%, что негативно влияет на стоимость услуг транспортировки, а также на спрос.

    По словам Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент", динамика цен на коммерческий транспорт может быть цикличной. Цены достигнут определенного уровня, потом их рост остановится на какое-то время, но затем они вновь пойдут вверх. Вместе с тем, не исключено, что для поддержания спроса, автопроизводители могут снижать цены на отдельные модели, но это будет лишь на короткий период времени, считает он.

    Бизнес выступает за поддержку коммерческого транспорта со стороны государства. "Потребителям надо помочь: поддержать спрос целевыми субсидиями на покупку, которые позволят оживить рынок и дадут толчок оживлению всей экономики", - сказали "РГ" в пресс-службе "Горьковского автомобильного завода" ("ГАЗ"). Для потребителей коммерческой техники сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда на рынке нет даже регулярных программ, которые действовали и прекрасно работали в более благоприятные периоды и давно доказали свою эффективность. Нет доступного лизинга, нет субсидирования покупки газомоторного транспорта. Потребители легкого коммерческого транспорта - это на 80% предприятия малого и среднего бизнеса, которые в любой кризисной ситуации откладывают покупку новых автомобилей или уходят на вторичный рынок. Сегодня у них нет доступных средств и инструментов для этой инвестиции, поэтому рынок в ступоре, в апреле-мае он упал на 60%, подчеркнули в пресс-службе.

    Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент" считает также. Помощь может быть оказана автомобильным перевозчикам как для покупки коммерческого транспорта, так и при его эксплуатации, а также при ее прекращении, говорит он. В первую очередь можно изменить меры регулирования, которые облегчат компаниям приобретение, использование и утилизацию коммерческого автотранспорта. По его словам, возможно также предоставление различных льгот, субсидий, государственных гарантий, кроме того, государство может увеличить количество заказов с использованием коммерческого транспорта. Эксперт также подчеркивает, что недостаточно помочь только перевозчикам: поддержка необходима и автопроизводителям, производителям горюче-смазочных материалов.

    Поделиться