Татьяна Москалькова рассказала "РГ" о правах беженцев из ДНР, ЛНР и с Украины

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова представила президенту ежегодный доклад о защите прав человека в 2021 году.
Татьяна Москалькова встречается во Владимире с беженцем из Мариуполя.
Татьяна Москалькова встречается во Владимире с беженцем из Мариуполя. / Пресс-служба уполномоченного по правам человека в РФ

Как в условиях специальной военной операции помочь эвакуированным и пленным? Как защитить человека в условиях 10 тыс. санкций и гарантировать ему право быть услышанным? Как создать новые механизмы защиты прав человека, избегая политизации и двойных стандартов? Об этом наш разговор с омбудсменом.

Как защитить пленных?

Татьяна Николаевна, доклад посвящен решению проблем 2021 года, но сегодня самой актуальной темой в правозащитной сфере являются специальная военная операция (СВО) на Украине и защита прав беженцев и наших военнослужащих, оказавшихся в плену.

Татьяна Москалькова: Поскольку доклад содержит сведения о моей работе в 2021 году, он не затрагивает тему защиты прав граждан в новых политико-правовых реалиях. Но я в нем говорю о проблемах, которые вызывали обеспокоенность уже в 2021 году, - преследование и дискриминация на Украине журналистов и СМИ, принятие законов "О коренных народах Украины" и "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" грубо нарушает права русскоязычного населения Украины.

Мы постоянно привлекали внимание к массовым нарушениям прав человека в ДНР и ЛНР с 2014 года. Однако ситуация не только не нашла должной реакции со стороны Украины и международного сообщества, но и усугубилась, что привело к экстренной эвакуации граждан ДНР, ЛНР и Украины. Разумеется, после начала СВО эвакуированные из ДНР, ЛНР и с территории Украины граждане стали предметом нашей особой заботы. Поэтому я, сотрудники моего аппарата, омбудсмены в регионах уже успели посетить 90 пунктов временного размещения беженцев в 27 субъектах РФ. Проводя там приемы граждан, мы убеждаемся, что они обеспечены всем необходимым. И вместе с местными органами власти стараемся разрешить проблемы как можно быстрее. Иногда удается сделать это прямо во время приема.

На федеральном уровне удалось помочь в решении таких острых проблем, как возможность обмена украинских гривен на российские рубли, упростить порядок оформления утраченных документов, решить вопросы с выплатой единовременной матпомощи и др. Особо хочу подчеркнуть, что эту задачу невозможно было бы решить без участия федеральных, региональных и местных властей. Именно на их плечи ложится основная нагрузка по размещению, организации питания, медицинской помощи, трудоустройству и множеству других проблем эвакуированных. И они делают все возможное, чтобы люди получили необходимую помощь и все возможные социальные гарантии. Участвуют в решении данных вопросов и мои коллеги - уполномоченные по правам человека в субъектах РФ.

Помимо помощи эвакуированным, вместе с МИДом и минобороны нам удалось оказать содействие в возвращении 45 дальнобойщиков и 36 членов экипажей кораблей MILLENNIAL SPIRIT, HELT, AZOV CONCORD и AVANGARD и четырех сотрудников Росатома, незаконно удерживаемых на Украине.

Что касается положения наших пленных, то я обратилась к представителям международных организаций, в т.ч. к президенту Международного комитета Красного Креста г-ну Петеру Мауреру, с просьбой предоставить информацию о них и помочь посетить их мне или моим представителям. Мы вправе рассчитывать на получение обстоятельного ответа от них, поскольку российская сторона оказывает Красному Кресту и его представителям всемерную поддержку. Так, c 17 мая по 20 мая МККК свободно провел регистрацию покидающих завод "Азовсталь" в Мариуполе националистов и военнослужащих ВСУ, которые сдались в плен. Представители МККК и украинской стороны навестили пленных в изоляторе временного содержания и ознакомились с условиями их быта. В начале апреля я побывала в местах содержания украинских пленных в Крыму и лично убедилась, что они обеспечены всем необходимым, а их права, защищенные Женевской конвенцией, полностью соблюдаются. Трехразовое горячее питание, медицинская помощь, телевизор, книги, газеты, они говорят, что не ожидали такого человеческого отношения к себе.

Так обстоят дела с нашей стороны. И мы требуем такого же отношения и к нашим людям. И конечно же, я призываю все мировое сообщество, всех омбудсменов сделать все, что в силах нашего института и мирового сообщества, чтобы не допустить нарушения международных норм и принципов соблюдения прав лиц, попавших в плен.

Права под санкциями

Санкции, направленные против нашей страны, мешают защите прав человека?

Татьяна Москалькова: Всем неангажированным людям понятно, что санкции, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела России, попыткой ограничить ее суверенитет. При этом они нарушают и права человека в том самом классическом прочтении Всеобщей декларации прав человека: на частную собственность, на свободу экономической деятельности, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Граждан РФ ограничили в свободе передвижения, учащихся из нашей страны травят и дискриминируют в западных школах и университетах. Забыто право на свободу слова: российские СМИ попросту "отменены" на Западе. Россию даже не допустили к участию в конференции ЮНЕСКО по случаю Всемирного дня свободы печати. Сегодня санкции затрагивают практически все сферы жизни общества и касаются решительно всех: деятелей культуры, политиков, спортсменов, бизнесменов и даже заводчиков кошек. Недавно в рамках работы Экспертного совета мы провели "круглый стол" на тему "Права человека и санкции". И там прозвучала цифра - 10 тыс. рестрикций! Ни одна страна мира никогда не подвергалась столь чудовищной агрессии.

Но очевидно, что и в условиях санкций нельзя допускать снижения требовательности к деятельности государственных органов по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, к режиму законности в их работе. Сегодня важно, не опуская планку, продолжать неукоснительно следовать строгим международным и отечественным стандартам в области прав и свобод человека.

Услышать 59 407 человек

Скольким удалось помочь за прошедший год?

Татьяна Москалькова: В целом же в 2021 году нам удалось достигнуть лучших результатов. За год ко мне поступило 59 407 обращений. И мы помогли отстоять свои права 11 тыс. граждан. Например, работникам ООО "Агроидея" из Татарстана, обратившимся к нам с жалобами на невыплату задолженности по зарплате при увольнении. Им была не только полностью погашена задолженность по зарплате, но работники получили и компенсацию за ее задержку. А в марте прошлого года я обратилась к президенту с предложением о расширении перечня категорий российских граждан, имеющих право на получение соцвыплат для приобретения жилья в России при переселении с территории комплекса "Байконур". Президент счел наши аргументы заслуживающими внимания, и был издан указ, который позволяет обеспечить жильем 4250 граждан РФ, проживающих сейчас на Байконуре. Онкобольная жительница Алушты обратилась ко мне с жалобой на непредоставление жизненно необходимых для нее препаратов. И после моего обращения в минздрав Республики Крым необходимые лекарства ей были предоставлены. Жительница Тверской области жаловалась на необоснованное уголовное преследование брата - майора, погибшего при авиакатастрофе в Сирии, - его посмертно обвинили в нарушении правил полетов. В результате тщательного изучения материалов дела, ходатайства Главного военного прокурора Валерия Петрова уголовное дело в отношении ее брата было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Офицеру хоть и посмертно, но вернули право на доброе имя. Жалоб и обращений много. И за каждой просьбой о помощи судьбы людей, их страдания.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Елена Яковлева

Полный вариант интервью Татьяны Москальковой доступен на сайте "РГ".