На Международном конкурсе Рахманинова пианисты выступили с певцами

Финальные испытания для той восьмерки музыкантов, что разыграет между собой основной призовой фонд в номинации "Фортепьяно" на Конкурсе Рахманинова, начались дуэтами с вокалистами. На сцене Большого зала Московской консерватории участники конкурса выступили вместе с выпускниками и нынешними артистами Молодежной оперной программы Большого театра. Согласно регламенту, каждый конкурсант представил программу из восьми романсов композитора. В один вечер прозвучало 65 романсов Сергея Рахманинова.

Для пианистов, выступающих на подобных конкурсах исключительно с мечтами и амбициями музыканта-солиста, данное испытание явно оказалось сложным. Совершенно ошибочно большинство музыкантов считают концертмейстерское искусство чем-то "вспомогательным" и даже "сферой обслуживания" для солистов. В результате найти замечательного концертмейстера во много крат сложнее, чем солиста. А между тем успех многих самых именитых певцов не был бы столь "полнокровным", если бы не их сотрудничество с выдающимися концертмейстерами. Олег Бошнякович, Евгений Шендерович, Важа Чачава, Лия Могилевская - пианисты, работа с которыми для певцов всегда была профессиональной удачей и даже привилегией. Сегодня их дело продолжают Елена Матусовская, Лариса Гергиева, Евгения Арефьева, Семен Скигин, Ивари Илья, Мзия Бахтуридзе, Любовь Орфенова

А такие творческие долгие тандемы, как Джон Вустман с Биргит Нильсон, Миреллой Френи, Джульеттой Симионато, Николаем Геддой, Ферруччо Тальявини, Лучано Паваротти, Ириной Архиповой или Джеральд Мур с Элизабет Шварцкопф, Викторией де Лос Анхелес, Дженет Бейкер, Кристой Людвиг, Джоан Сазерленд - это уже золотые страницы музыкального искусства. Как, впрочем, и примеры эпизодического сотрудничества выдающихся пианистов и певцов: Святослав Рихтер - Дитрих Фишер-Дискау, Виктория Постникова - Юлия Варади, Евгений Нестеренко - Владимир Крайнев, Даниэль Баренбойм - Анна Нетребко.

Восьмерке финалистов рахманиновского состязания еще только предстоит достичь подобных вершин. И это конкурсное испытание явно оказалось одним из самых трудных. К тому же и жизнь подкинула свои сюрпризы: двое теноров - Сергей Радченко и Арсений Яковлев, мягко говоря, были не в голосе - сказались больными. Но замены не было, и они из раза в раз выходили с пианистами, чтобы не сорвать им соревнование. Это требовало, конечно, мужества, но музыки оно не рождало. Если только недоумение и сочувствие. Все-таки человеческий голос - самый хрупкий инструмент и варианты замены (певцы не участвуют в конкурсе) стоило бы предусмотреть. Так же было крайне странно наблюдать, что жюри, возглавляемое Денисом Мацуевым, который, кстати, изредка тоже музицирует с певцами, допустило, чтобы крышка рояля была полностью открыта. В таких условиях достичь баланса - задача практически невыполнимая. А между тем в романсах Рахманинова, быть может как ни в каких других, равноправие голоса и рояля - основа художественного высказывания.

Сергей Васильевич создал 65 романсов. Конкурсанты, в основном, выбрали самые популярные из них. "Мелодия", "Крысолов", "Здесь хорошо", "Весенние воды", "Сон", "Ау", "Маргаритки" и некоторые другие прозвучали по несколько раз. Прозвучали и не столь "запетые" романсы - "Арион", "Не может быть!..", "Речная лелея".

Открыл конкурсное прослушивание Константин Хачикян, ему, как и Эстефану Вергару Яцекиву, Илье Папояну и Сюаньи Мао явно не хватало ансамблевого мастерства, чтобы быть сосредоточенным не только на своем пианизме. Арсений Тарасевич-Николаев, Ева Геворгян, Александр Ключко только в отдельных романсах находили точки художественного соприкосновения с певцами - Екатериной Морозовой, Альбиной Тонких, Давидом Посулихиным. Совершенно феноменально выступила юная сопрано Лилит Давтян. Ее исполнение "Вокализа", "Не пой, красавица…", "Здесь хорошо" в эмоциональном плане проникало прямо в сердце, а в техническом - делало неактуальным извечный вопрос: пианист должен следовать за певцом или наоборот. И только было жаль, что волей конкурсного жребия не случилось дуэта певицы с Иваном Бессоновым, который в концертмейстерском искусстве оказался на высоте. В его исполнении мелодика Рахманинова переливалась всеми красками и была полна очень личных нюансов. При этом он со всеми своими певцами был единым целым на сцене.

Кстати

Завтра пианисты продолжат соревнование третьего тура в более привычном для себя формате - выступлением с оркестром (Госоркестр имени Е.Ф. Светланова с дирижером Юрием Ткаченко).