Эта благородная институция канула в лету по недоразумению. Появилась она больше полутора веков назад, когда великая княгиня Елена Павловна, в девичестве принцесса Шарлотта Вюртембергская, и ее культурный куратор Антон Рубинштейн после тура по Европе решили насадить музыку в краю родных осин. С внятной целью "развития музыкального образования и вкуса к музыке в России, поощрения отечественных талантов". Довольно споро отделения открылись во многих крупных городах, в нем вырос, а позже хлопотал наше все Петр Ильич Чайковский. Большевики разнесли его до основанья, а затем создавались структуры "по мотивам". В прошлом году за идею взялась инициативная группа под руководством Владислава Шестакова, захотевшего сделать все всерьез, включая культуртрегерскую, издательскую и образовательную программы, открытие института менеджеров и продюсеров, летние школы и прочая. Судя по гала-концерту, для возрождения старейшей и очень успешной общественной организации они нашли аргументы и союзников.
Гала-концерт по случаю возрождения Русского музыкального общества прошел в самом подходящем для этого месте, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, где когда-то проходили концерты РМО. Как почти все события в это время, он стал частью культурной программы Петербургского международного экономического форума и заодно открытием Дней культуры Нижегородской области, благодаря чему сразу же удалось подписать соглашения о сотрудничестве РМО с принимающими решения персонами: Владислав Шестаков и нижегородский губернатор Глеб Никитин обменялись папками прямо на авансцене. Строгий изящный зал с идеальной акустикой как-то удачно соответствовал формату, дав звездам оперы блеснуть умением, а зрителям приблизиться к академической музыке на расстояние вытянутой руки. Устроителям помогал Нижегородский театр оперы и балета имени Пушкина и его художественный руководитель Алексей Трифонов, так что публика весь вечер радовалась игре Симфонического оркестра La Voce Strumentale, молодого, успешного, перспективного, подрощенного в этом году Нижегородским театром из одноименного ансамбля старинной музыки. За пультом колдовал Дмитрий Синьковский, одновременно с Трифоновым принявший на себя обязанности музруководителя театра, тот самый скрипач, маэстро и специалист по антикварной музыке, который еще и поет.
Мировая звезда Венера Гимадиева с простотой и достоинством представила Иоланту и Виолетту, добавив пряной пикантности исполнением очень ей идущей и непростой арии Шемаханской царицы из "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Примадонна вечера Гимадиева определила класс концерта, и коллеги будто подтянулись за ней, выдав очень достойный вокал. Репертуар был с ожидаемым обилием Чайковского - кому, как не ему солировать в этом деле - публика с удовольствием выслушала арию Княжича из "Чародейки", Германа и Томского из "Пиковой дамы", в партиях которых действительно блистали тенор Иван Гынгазов и баритон Константин Сучков, солисты Большого, Мариинского, других ведущих оперных театров России. Лауреаты и любимцы престижных конкурсов, они профессионалы по жесткому гамбургскому счету, "везущие" добрую часть афиш. Другим очень качественным украшением вечера стали Наталия Ляскова, Екатерина Ясинская и Карина Хэрунц, добавившие к Чайковскому арии Моцарта и Бизе.
Для биса музыканты выбрали умилительный дуэт Прилепы и Миловзора из "Пиковой дамы", шутливый "Миленький дружок, любезный пастушок", и тут дрогнул даже невосприимчивый последний ряд партера. Потому что на воркование героини нежданно отозвался маэстро Синьковский, не всем известный как контртенор и явно наслаждавшийся эффектом. Приобщение широкой публики к академизму случилось, и если верно, что хорошее начало определяет путь, можно поздравить Русское музыкальное общество и всех нас.