"Спасское-Лутовиново" клонирует тургеневский дуб и уже 100 лет хранит загадки русского классика

Случалось вам летом видеть в кадке с водою, на солнце, странных таких паучков? Это Тургенев как-то огорошил вдруг приятелей. Сидели вечером, болтали, обсуждали, куда катится мир. Он свесил голову, молчал и вот - спросил про паучков. Загадочный Тургенев. Вывихнутый век.
Одно из чудесных явлений в Спасском: сам Гергиев с оркестром Мариинки.
Одно из чудесных явлений в Спасском: сам Гергиев с оркестром Мариинки. / предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

К чему это? К тому, что 25 июня, в субботу, в Спасском-Лутовинове пройдет Всероссийский тургеневский праздник: на этот раз он посвящается 100-летию музея-заповедника. Сюда от столицы триста километров. Но пути ведут сюда не только из столицы - едут отовсюду. Место такое: как магнит. Замысловатый парк, пруды, сам дом-музей и флигель, богадельня, огород аптекарский, конюшня - кони в самом деле бегают. И облака не проплывают мимо - а уходят в глубь лазури.

В общем, гипнотическое место - хотя история его витиевата. Известно, что Иван Сергеевич завещал любимое имение Полине Виардо, хотя прекрасно знал, что по закону иностранка - пусть даже с европейской славой - вступить в права владения, даже если бы хотела, здесь не могла. Нашлась далекая родня, отвоевали, откупились от французской певицы - но Спасскому от этого не легче. После Тургенева "гнездом" оно ни для кого не стало. За много лет до революции - спалили, растащили, и чего с усадьбой только ни случалось, и не одна война по ней проехалась. Но главное, что в 1922 году Спасское-Лутовиново признали национальным достоянием. А совсем уже всерьез взялись за музей-заповедник с шестидесятых годов… Все это давние истории - а что сегодня?

Уникальность в том, что Иван Сергеевич Тургенев, как ни странно, остался самым непрочитанным и совершенно недопонятым русским писателем-классиком первой величины. Можно, конечно, и не верить в странных паучков, но Спасское его сегодня - мостик к тургеневскому времени. Туда, где перелом эпох, спор запада с востоком, отцов с детьми, где много странного, необъяснимого - и вечные вопросы о судьбе России. Туда, где время и далекое, и близкое, очень похожее на наше: по кругу ходит. Оно здесь в воздухе - наверное, за ним сюда и едут. Впрочем, логичнее всего поговорить об этом накануне Тургеневского праздника - с директором музея-заповедника Сергеем Ступиным. "РГ" отправилась с вопросами в Спасское-Лутовиново.

Сергей Ступин возглавил музей-заповедник три года назад. Фото: предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Сергей Афанасьевич, сразу спрошу про знаменитый Тургеневский дуб. Иван Сергеевич когда-то передавал поклоны родному Спасскому - и своему дубу. Несколько месяцев назад после урагана не стало дуба, некому передавать приветы. Это бы полбеды - куда серьезнее он пострадал от европейских санкций. Тургенев так отчаянно настаивал, что он по духу "западник" - и что же? Дуб, посаженный писателем, исключен из евроконкурса "Дерево года" по национальной принадлежности. Не буду спрашивать про ценности нынешней европейской цивилизации - но что теперь в вашем музее-заповеднике на месте дуба? Были ведь разные идеи…

Сергей Ступин: Честно говоря, решение европейских организаторов нас страшно раздосадовало. Но конкурс все-таки не главное - куда важнее сохранить живую историю. Так что все прозвучавшие идеи сейчас в работе - и мемориализация ушедшего от нас Тургеневского дуба, и высадка его потомка, и попытки клонировать дуб. Завершили прием заявок на конкурс эскизных проектов памятного знака, дело за решением жюри. Молодой дубок мы планируем высадить в ноябре - вместе с ведущими российскими писателями. Над сохранением генетического материала нашего дуба работают ученые, несколько образцов в пробирках живут уже полгода. Так что у нас все очень серьезно. А пока на месте дуба - уличная выставка, рассказывающая о его истории.

Мы считаем своей миссией открывать Тургенева. И себе, и людям
Фото: Пресс-служба музея-заповедника Спасское-Лутовиново

У вас случаются не только ураганы - бывают и такие странные истории: приехал автор "Ежика в тумане" мультипликатор Юрий Норштейн, светило солнце - а в парке неожиданно вокруг него упал туман. Наша газета даже написала про это атмосферное явление…

Сергей Ступин: С Норштейном в самом деле вышло удивительно. Мы познакомились в его мастерской, которую он иногда открывает для всех, кому интересно его творчество. Взяли с собой спасских моченых яблок в качестве гостинца. Оказалось, их любит супруга, соавтор и соратница Норштейна - Франческа Ярбузова. И еще выяснилось: "Ежик в тумане" в некоторой степени был отголоском тургеневского рассказа "Певцы", который Юрий Борисович помнит с детства. Рассказ заканчивается перекличкой мальчиков в тумане: "Антропка-а-а" - "Чего-о-о-о?" И потом Норштейн приехал в Спасское, тут и случилась эта история с туманом в парке - вышло очень символично.

Но мистика, все эти сновидения и чудеса - это же очень по-тургеневски, Бежин луг с русалками. У него целая повесть - "Призраки". Не ходят с тех времен по оврагам Спасского? К вам приезжают гости именитые - часто тут с ними случаются чудеса?

Сергей Ступин: Если вы имеете в виду легенду о старом барине, основателе спасской усадьбы Иване Ивановиче Лутовинове, то да, он похоронен в фамильной усыпальнице перед музеем, и по преданиям его призрак иногда бродит ночами по парку в поисках разрыв-травы. Сотрудники даже уверяют, что видели его. Чудеса здесь действительно на каждом шагу. Что ни задумаешь - сбывается. Как-то ко мне заглянул Валерий Иосифович Ворона, ректор музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. Он был в Спасском в отпуске, его супруга отсюда родом. Поговорили о концерте его студентов у нас: как хорошо будет звучать симфоническая музыка в пространстве парка. А через несколько дней звонок: встречайте симфонический оркестр Мариинского театра. И маэстро Валерий Гергиев, встретив вдруг на аллее парка Валерия Ворону, буднично так ему говорит: "О, привет! А ты здесь как?". Тот отвечает так же буднично: "Живу я тут". И Гергиев ничуть не удивляется, и они уже вместе ужинают в яблоневом саду, и ведут свои разговоры о музыке. Можно было такое представить?

У вас наверняка есть свой уголок в музее-заповеднике - самый душевный для вас?

Сергей Ступин: Меня часто об этом спрашивают, и я начинаю перебирать все уголки и понимаю: хорошо то там, то тут. У парка своя жизнь, он постоянно меняется, так что всегда отвечаю: в Спасском я люблю Спасское.

В усадьбе многое горело, разрушалось за полтора века после Тургенева. Сегодняшний музей-заповедник - это просто восстановленные декорации? Что в нем тургеневского - атмосфера? В чем загадка этих мест?

Сергей Ступин: Восстанавливались стены - а дух... он ведь живет, где ему хочется. Действительно, дом, знавший Тургенева, сгорел в 1906 году. К счастью, все ценное - мебель, библиотека, картины - практически сразу после смерти писателя вывезла его родственница Ольга Васильевна Галахова, которой досталась усадьба. Она была супругой орловского вице-губернатора, в их городском доме и разместили тургеневские вещи. Позже они составили экспозицию музея-читальни Тургенева, первого литературного музея России.

А в 1976-м, когда в Спасском восстановили главный усадебный дом, мебель и предметы обстановки вернулись на свои места. Расставляли их, сверяясь с рисунками, дневниками, письмами самого Тургенева и современников, бывавших в доме. Буквально до сантиметра! Это ли повлияло или что-то еще, но пространство дома "задышало". Несмотря на строгий порядок в комнатах (Тургенев был плохой хозяйственник - зато педант), здесь есть ощущение продолжающейся жизни. Не только мне так кажется: будто хозяин только что вышел... Как объяснить этот феномен, я не знаю. Да и нужно ли? Все неразгаданное - притягательно.

В Орле есть свой тургеневский музей, свои традиции - вас с ними что-то связывает, кроме имени писателя?

Сергей Ступин: Начнем с того, что до 1987 года Спасское-Лутовиново было частью орловского музея. Общие фонды, единый коллектив. Восстановление усадьбы, главного дома, парка - все это заслуга наших коллег. Многие из бывших сотрудников Спасского теперь работают в Орле, в объединенном литературном музее Тургенева, в краеведческом музее. У ставшего самостоятельным Спасского началась своя история. Но в фондах орловского музея так и осталась библиотека из спасского дома, часть тургеневских реликвий - там, например, докторская мантия, полученная им в Оксфордском университете. И 100-летие Спасского мы с коллегами из Орла считаем общим праздником. Кстати, наш юбилейный год и начался с выставки "Книги спасского дома": часть книг с пометами и рисунками Тургенева впервые ненадолго вернулась домой.

А что хранится в ваших фондах? Их ведь не видят гости музея-заповедника. Что интересного там скрыто?

Сергей Ступин: У нас тоже богатые фонды - письма, рисунки, фотографии, документы, прижизненные издания Тургенева и предметы эпохи, так называемая "типология". По возможности пополняем коллекцию, следим за тем, что появляется на аукционах. Вот в прошлом году судьба свела нас с московским адвокатом, меценатом Андреем Анатольевичем Коньковым. Он подарил музею письмо Тургенева австрийской поэтессе Бетти Паоли. И в день празднования юбилея Андрей Анатольевич подарит музею еще несколько тургеневских реликвий. Не сомневаюсь, что они будут интересны специалистам, которые приезжают к нам каждый год на Тургеневские чтения.

Сегодняшний европейский курс на "отмену русской культуры" не повлиял - если не считать тургеневского дуба - на ваши отношения с коллегами из тургеневского Буживаля во Франции или немецкого Баден-Бадена. Поддерживаете связи?

Сергей Ступин: С Буживалем довольно тесно сотрудничаем. Участвуем в обсуждении дальнейшей судьбы французского музея Тургенева, общаемся с представителями Ассоциации друзей Тургенева, Виардо и Малибран, мэром Буживаля Люком Вателем. Наши французские коллеги участвовали в Тургеневских чтениях, должны были приехать прошлым летом в Спасское на праздник по случаю 200-летия Полины Виардо. Если бы не коронавирус, встретили бы в доме Тургенева Симону Рист, праправнучку Герцена - с ней мы пока общаемся лишь в онлайн-режиме. Убежден, что наши отношения не пострадают от политики. На днях вот получили из Франции очень теплое поздравительное письмо к 100-летию музея-заповедника.

С Баден-Баденом тоже - переписываемся с председателем Тургеневского общества Германии Ренатой Эфферн. Профессор Фрайбургского университета Элизабет Шоре, курировавшая выставку к 200-летию И. С. Тургенева, передала нам альманах, посвященнный этому юбилею. Люди, которых объединяет Тургенев, не могут поддержать "отмену русской культуры" - это нонсенс.

Что изменилось в Спасском-Лутовинове сейчас? Знающие люди говорят: "усадьба ожила". Фото: предоставлено музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново"

Три года назад вы возглавили Спасское-Лутовиново с концепцией "Смена парадигмы при сохранении матрицы". Концепция с тех пор не изменилась? Сменили парадигму? А гостиницу наконец построите?

Сергей Ступин: Концепция - это мои представления о путях развития музея-заповедника. Нет, она не изменилась и последовательно воплощается. Работаем над узнаваемостью и привлекательностью музея, расширением перечня услуг, повышением комфортности - при самом бережном отношении к тургеневскому наследию и традициям, наработанным нашими предшественниками. Судить пока рано, но люди говорят: "Усадьба ожила".

В прошлом году открыли автокемпинг "Отцы и дети", провели электричество, воду, обустроили. Там можно разместиться в палатке или в автодоме. Недавно у нас в третий раз прошел слет автокараванеров "АбунаФест", съехались 450 "домов на колесах" отовсюду - от Камчатки до Крыма, из Белоруссии и даже Украины и Германии… По гостинице тоже есть движение - заинтересовалась корпорация "Туризм.РФ", которая занимается инфраструктурой для развития внутреннего туризма. Рядом с музеем-заповедником сформирован земельный участок, дело за малым - найти инвестора.

Тургенев - великий русский писатель, классик из школьной программы. Но кто-то говорит: какой-то он пыльный, устаревший. Далек от современности. Согласны?

Сергей Ступин: Не согласен. Я солидарен с теми, кто считает Тургенева самым непрочитанным классиком, время которого как раз сейчас пришло. Школьные трактовки загоняют Тургенева в трафареты, в которые он не вмещается. Все повторяют, не задумываясь, как "муму": "певец природы", "антикрепостник". А он - таинственный, лукавый и рациональный, совершенно разный, часто неуловимый. В его судьбе все сложно и совсем неоднозначно. Знаете, как приятно видеть после экскурсий глаза людей, узнавших "другого Тургенева"?.. Мы и считаем своей миссией - открывать Тургенева. И себе, и людям.

Кстати

Столетие музея-заповедника - не шутка. Как будете гулять, по-стариковски - или как?

Сергей Ступин: "Или как"! Юбилей будет теплым и душевным, но для сотрудников музея - и торжественным. Прологом станет выступление народного артиста Валерия Баринова. Программа огромная - площадки дворянской реконструкции, крестьянских развлечений и игр XIX века, садовой кухни "Усадебное варенье", мастеровых и сувенирных рядов. В парке - струнный квартет и фольклорный коллектив. Будет спецгашение почтового блока с маркой к юбилею. Выставка, премьера гимна Спасского, написанного к юбилею, и видеоклипа, в котором снялись все сотрудники музея-заповедника. Кульминацией станет концерт оркестра "Виртуозы Москвы" и солистки Большого театра Анны Аглатовой. А завершим, конечно, усадебным балом.