История нарушений будет доступна на витрине ГИБДД
Изначально предполагалось, что эта самая витрина станет неким инструментом оперативного предоставления сведений об автомобилях и о водителях заинтересованным ведомствам и организациям. По сути, это специальная программа для такого взаимодействия. С ее помощью, например, при приеме на работу работодатель сможет убедиться, что права человек получал и их не лишался. Эта программа очень пригодилась бы при выдаче разрешений на работу в такси или при допуске к управлению каршеринговой машиной.
Как пояснил один из разработчиков этого продукта, витрина уже эффективно функционирует с прошлого года. Но только по части предоставления информации по наличию у того или другого гражданина автомобиля. Например, ее использует минтруд при начислении социальных выплат на детей. Через нее проходит подтверждение, есть у семьи автомобиль или нет, а также - сколько их.
Поясним, что при соцвыплате оценивается состояние семьи. Например, для многодетной семьи, в которой три ребенка, наличие второго автомобиля уже считается роскошью. А для семьи, в которой больше четырех детей это нормально. То есть наличие в семье одного или нескольких автомобилей - один из показателей для выплаты соцпособия или отказе в нем.
Также напомним об электронном свидетельстве о регистрации транспортного средства. Пока проходит эксперимент, который позволяет предъявлять сотруднику на дороге не сам СТС, а QR-код на смартфоне в приложении "Госуслуги Авто". Инспектор считывает своим планшетом этот код и получает информацию об СТС. Это также работает через "Витрину данных ГИБДД".
А что касается информации о водителях, то эта часть заработает еще не скоро. Сейчас только подготовлен план мероприятий по внедрению этой системы. Его недавно анонсировало минцифры. "РГ" писала об этом. Предполагается, что в октябре эта система заработает. То есть в приложении "Госуслуги Авто" можно также будет закрепить и права.
Но чтобы предоставить доступ к такой информации третьим лицам, водитель должен будет дать на это согласие. И только при наличии такого согласия работодатель или ведомство, которое выдает разрешение на работу в такси, или каршеринговая компания смогут проверить представленные данные. А без такого согласия никто доступ к этой информации не получит.
Сейчас любой работодатель, а также каршеринговая компания могут отправить запрос на сайте ГИБДД и получить ответ в течение минуты. Но для каршеринга это не вариант, поскольку работать приходится с тысячами клиентов одновременно.
Витрина облегчит эту задачу, сделав процедуру автоматической. Причем любителям пользоваться автомобилями краткосрочной аренды просто будет невыгодно запрещать доступ к этой информации. Они рискуют получить отказ в такой аренде.
Некоторые СМИ написали, что в эту витрину попадут злостные нарушители. Это не совсем так. Данные о лишении водителя прав там будут. Возможно, будут данные о наложенных на водителя взысканиях за другие нарушения правил. Но все это имеет мало отношения к поведению водителя на дороге.
Дело в том, что абсолютное большинство штрафов выписывается не на водителя, а на автовладельца. Ведь нарушения выявляются с помощью камер автоматической фиксации. В абсолютном большинстве случаев собственники их не оспаривают и платят из своего кармана. А потом решают денежные вопросы с тем, кто сидел за рулем. Это касается в том числе и каршеринговых компаний. Поэтому в витрине водителя, даже если он даст на это согласие, такие нарушения просто не появятся. Там будет только та информация о нарушениях, которые выявлены инспекторами в отношении данного водителя вручную, непосредственно на дороге. Впрочем, как все это будет работать на практике- узнаем осенью.