27.06.2022 08:00
    Поделиться

    Цифра качает права

    Приложение "Госуслуги авто" должно стать полноценной экосистемой с широким кругом возможностей как для водителей, так и для сотрудников ГИБДД, уверены эксперты.
    Скоро вместо бумажных документов водитель сможет предъявить инспектору QR-код, где будет вся информация об автомобиле.
    Скоро вместо бумажных документов водитель сможет предъявить инспектору QR-код, где будет вся информация об автомобиле. / Татьяна Кравченко

    В начале июня Минцифры России и МВД согласовали план запуска нового сервиса в приложении "Госуслуги авто", который позволит гражданам предъявлять водительское удостоверение в виде QR-кода. "В планах - обеспечить разработку сервиса до конца 2022 года", - уточнили в минцифры. Приложение "Госуслуги авто" работает и в офлайн-режиме, поэтому сохраненное в нем электронное водительское удостоверение можно будет предъявлять без подключения к интернету.

    Сейчас в приложении есть возможность загружать свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и предъявлять его сотруднику ГИБДД в виде QR-кода. Этот функционал также был разработан совместно с МВД.

    "Таким образом, отсутствуют риски утери документов и штрафа в случае, если ты их забыл. Отличные новости, - отметил в разговоре с "РГ" технический директор российской IT-компании CleanData Денис Ишутинов. - Вместе с тем сейчас одно из интересных направлений развития связано с передачей права управления и распоряжения транспортным средством другому лицу. Сейчас де-факто никто доверенность не требует, но есть ситуации, где она необходима. Например, официальные СТО требуют ее при сдаче автомобиля на обслуживание, при прохождении техосмотра, а ГИБДД - при смене номеров и различных регистрационных действиях. Цифровизация этих отношений, на мой взгляд, - весьма перспективная задача".

    По мнению эксперта, распространить практику предъявления цифровых прав можно на сферы каршеринга, аренды автомобиля, прохождения ТО, оформления страховки.

    "По моему мнению, дальнейшими шагами развития приложения "Госуслуги авто" должно стать его превращение в полноценную экосистему, в которой можно загружать и предъявлять в электронном виде данные о техосмотре, полисах ОСАГО и каско, оформлять европротокол при ДТП, оплачивать и обжаловать штрафы, заключать договоры купли-продажи автомобиля онлайн", - добавил гендиректор IT-компании страховых продуктов Simble, автоэксперт Станислав Пушевский.

    Что касается нынешних возможностей, то необходимо учесть несколько моментов, говорит Станислав Пушевский. "Всех инспекторов необходимо оснастить планшетами со специальным программным обеспечением, чтобы этот QR-код можно было считывать. Кроме того, инспектор должен не просто посмотреть, есть ли права, но и убедиться, что, например, не аннулировано СТС. Также в ПДД еще нет изменений об электронном СТС, поэтому инспектор имеет полное право попросить вас предъявить бумажный оригинал документа", - говорит эксперт.

    При наличии цифровых прав можно не бояться забыть дома бумажные документы

    Наиболее актуальным сервисом для России является использование телеметрии смартфонов, рассказал "РГ" Сергей Воропаев, основатель Advengene - глобальной онлайн-бизнес-экосистемы для инвесторов и предпринимателей. Датчиков в смартфонах достаточно для мониторинга не только скорости и местоположения, но и автоматизированного привлечения водителей нарушителей к административной ответственности. "А водителям, которые не нарушают ПДД, можно предоставлять скидки на государственные услуги, например, дополнительную 50-процентную льготу на госпошлины, стоимость парковки в платных зонах и снижение стоимости страхового полиса ОСАГО", - предлагает Сергей Воропаев.

    Кроме того, по его словам, практику предъявления цифровых прав можно распространить за пределы сферы взаимодействия водителей и ГИБДД. "Если водительское удостоверение законодательно приравняют к документам, удостоверяющим личность гражданина, то цифровая копия прав позволит получать услуги, которые ранее можно было оформить только с паспортом гражданина РФ", - отметил эксперт.

    Поделиться