Подождать нельзя проехать

Как показывает анализ статистики ДТП, треть от всего количества происшествий с погибшими и пострадавшими происходит на перекрестках. Место, к которому с разных сторон устремляются потоки транспорта, подходят пешеходы, и всем надо как-то разъехаться, разойтись, по определению потенциально конфликтно. Для того, чтобы все могли благополучно миновать этот узел напряженности, требуется бдительность и четкое следование ПДД со стороны каждого участника движения. Но одни пренебрегают правилами, другие же и вовсе их не знают. Где-то пешеход поторопился, где-то водитель не пропустил, нарушил очередность проезда или неправильно выбрал скорость. Как бы ни формулировалась причина ДТП, именно человеческий фактор провоцирует абсолютное большинство происшествий на перекрестках. Значит, нужно разъяснять, убеждать, акцентировать внимание… Собственно, эту задачу и предстоит решить в ходе всероссийской социальной кампании под названием "Расставь приоритеты!", которую Главное управление по обеспечению дорожного движения МВД России совместно с федеральными министерствами просвещения и транспорта запускает в рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Разумеется, проблеме аварийности на перекрестках и поиску оптимальных способов ее разрешения и прежде уделялось пристальное внимание. Об этом свидетельствует статистика. Достаточно сказать, что количество ДТП, зафиксированных на перекрестке в 2021 году, в сравнении с предыдущим годом снизилось на 8,3 процента. Снижение по погибшим и раненым составило 5,3 процента и 9,5 соответственно. Заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин, выступая на пресс-конференции по анонсированию социальной кампании "Расставь приоритеты!", отметил, что снижения основных показателей аварийности на пересечении дорог удалось достичь благодаря повседневной и планомерной работе Госавтоинспекции. Соцкампания должна способствовать достижению еще более высоких результатов. То, что 30 процентов от общего числа всех ДТП, зафиксированных в прошлом году, произошли на перекрестках, говорит о том, что эта дорожная локация остается серьезной проблемой безопасности.
Если перекрестки по определению конфликтный участок дороги, то, может, имеет смысл просто сократить их количество? И самый короткий путь к безопасности - это разделение потоков? Сделать так, чтобы транспорт не пересекался в одном уровне, развести пешеходов с автомобилями. При кажущейся очевидности такого решения воплотить его в жизнь еще никому в мире не удалось. Даже такой продвинутой в плане организации дорожного движения стране, как Япония. На всю ее небольшую островную территорию приходится 1,3 миллиона километров дорог. Для сравнения: в России общая протяженность дорог - 1,5 миллиона километров. Перекрестки есть и у них, и у нас. Они повсеместны. Просто потому, что дороги бывают разного значения. Бессмысленно строить многокилометровые развязки там, где пересекаются дороги местного значения. А тем более там, где поток транспорта невысокий.
Но ведь и перекрестки бывают разными. На одних движение регулируется светофорами, на других - нет. Как раз на нерегулируемых пересечениях и происходит две трети всех ДТП на перекрестках.
А есть еще нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Так вот на них приходится почти 93 процента аварий от всех зафиксированных на нерегулируемых перекрестках. Можно, конечно, сколько угодно говорить о том, что организация движения не соответствовала установленным требованиям. Например, знаки были нечитаемыми, либо вовсе отсутствовали. Или не было разметки. Да, такое случается. Но несоответствие организации движения установленным требованиям даже не вошло в десятку наиболее частых нарушений, которые приводят к катастрофическим последствиям на перекрестках.

Самое частое нарушение на перекрестках - несоблюдение очередности проезда. То есть один водитель не уступил другому, либо тому, кто ехал по главной дороге, либо тому, кто создавал помеху справа на равнозначном пересечении дорог. Второе место по количеству ДТП и числу погибших занимает непредоставление преимущества пешеходу на переходе. На третьем месте - проезд на запрещающий сигнал светофора.
Вот и выходит, что главная проблема - это сами водители, которые либо подзабыли правила, либо пренебрегают ими. Мотивы такого пренебрежения могут быть разными - от банальной спешки до болезненных амбиций, ради удовлетворения которых иные готовы и жизнью рискнуть. Так что название кампании "Расставь приоритеты!" обретает дополнительный смысл. Цель не только в том, чтобы напомнить всем участникам движения, как водителям, так и пешеходам, правила приоритетности движения на перекрестке, но и в том, чтобы донести до них вроде очевидную, но отчего-то все время ускользающую мысль о том, что нет ничего важнее человеческой жизни. Она и есть главный приоритет.
Задача непростая уже потому, что участники дорожного движения - общность чрезвычайно обширная. Собственно, это все мы, люди. А мы - разные. По возрасту, гендеру, образовательному уровню, социальному статусу, по роли в дорожном движении. И надо сделать так, чтобы дошло буквально до каждого.
Возможно, поэтому в ролике социальной рекламы, который уже идет по федеральным телеканалам, действуют сказочные герои. Уж они-то симпатичны всем!
Впрочем, основная программа мероприятий социальной кампании составлена с учетом особенностей восприятия разных возрастных категорий и имеет разное наполнение, в зависимости от адресата - водители или пешеходы.
Разъяснять правила безопасного поведения на перекрестках и воспитывать ответственных участников дорожного движения начнут с детского сада. В кампании примут участие образовательные организации всех уровней, включая профильные - автошколы. Далее диапазон охвата простирается от АЗС до транспортных предприятий.
Пешеходам, как наиболее уязвимой категории участников дорожного движения, уделят особое внимание. Да, водители чаще становятся виновниками аварий на перекрестках, однако и пешеходы, игнорирующие ПДД, исправно пополняют трагическую статистику.
Так, при пересечении перекрестка пешеходы нередко пытаются сократить путь, преодолевая его по диагонали даже там, где нет соответствующей разметки. Нарушая Правила дорожного движения, они рискуют жизнью. Ведь при диагональном переходе пешеход просто физически не может держать в поле зрения все транспортные потоки - часть неизбежно остается за спиной. Особенно опасна такая ситуация для пожилых людей и несовершеннолетних. У них и скорость не та, и реакция непредсказуемая. К тому же дети из-за низкого роста часто попросту не видны водителям за препятствиями и проезжающим транспортом. Очевидно, что понимают это не все. Надо объяснять. И не только детям, но и родителям. Потому что, двигаясь в нарушение всех правил по диагональной траектории, ребенок просто следует поведенческим шаблонам взрослых. Именно они подали ему такой пример.
Или вот поворот направо… Казалось бы, самый безопасный маневр для водителя. Однако для пешехода создает высокий риск. При таком маневре водитель может просто не увидеть начало движения пешеходов за боковой стойкой машины. Особенно если пешеход переходит дорогу на разрешающий сигнал светофора для автомобилистов, игнорируя ПДД. Понятно, чем пешеход меньше, тем выше вероятность оказаться незамеченным.
При повороте налево или развороте возникают другие риски. Водитель может попросту не заметить ребенка за другой машиной. Или при повороте налево, стремясь быстрее завершить маневр, не успеть среагировать на пешехода.
Тут можно вспомнить про островки безопасности. Да, они позволяют снизить скорость движения транспортных средств при совершении поворота. И это уже обеспечивает пешеходам дополнительную безопасность. Однако не на каждом перекрестке они есть. А главное, как мы уже говорили, проблему аварийности на перекрестках невозможно решить исключительно инженерными или архитектурными способами. Потому что главный фактор риска на дорогах - это люди. Впрочем, они же могут стать и главным фактором безопасности. Все зависит от расстановки приоритетов. Речь не только о конкретной дорожной локации - о перекрестках, - но о жизненном пути в целом.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"