Водителя могут наказать за соблюдение Правила дорожного движения

Получить штраф за то, что выполнил требования Правил дорожного движения? Легко. Ситуации на дорогах могут быть противоречивыми. А автоматическая фиксация нарушений их не разделяет. В итоге штраф приходит к тому, кто уступил дорогу "скорой", полиции, пожарной машине, но при этом пересек какую-нибудь линию разметки, которую пересекать нельзя. И это довольно частая история. А обжалование таких штрафов по упрощенной схеме - проблематично.
Согласно Правилам, уступить дорогу означает не совершать маневров и остановиться.
Согласно Правилам, уступить дорогу означает не совершать маневров и остановиться. / Валерий Шарифулин/ ТАСС

Итак, автомобилист стоял первым на светофоре на красный свет. Сзади к нему подъехала "скорая" со всеми спецсигналами. Что делать в такой ситуации? Конечно уступить дорогу. То есть ему пришлось выехать за стоп-линию, не выезжая при этом на перекресток, и сдвинуться правее, чтобы "скорая" благополучно проехала.

Именно за пересечение стоп-линии его и привлекли к ответственности с помощью камеры автоматической фиксации нарушений.

Штраф небольшой - 800 рублей, но обидный.

Довольно часто камеры выявляют в потоке таких нарушителей, которые уступают "скорым", а также полицейским машинам, да и всем другим, оборудованным спецсигналами, когда они перестраиваются через сплошную линию разметки. Тут штраф еще меньше - 500 рублей. При уплате со скидкой - вообще 250 рублей.

Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Примечательно, что, согласно Правилам, уступить дорогу означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. То есть, стоя на светофоре, водитель вообще ничего не должен был делать, кроме того, чтобы продолжать стоять на месте. Хороший способ "уступить дорогу".

При этом непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет штраф от 3 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от трех месяцев до одного года.

В Правилах есть также термин "преимущество" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. А что считать непредоставлением этого преимущества - нигде не прописано. Поэтому водители предпочитают оплатить штраф за пересечение сплошной или стоп-линии, чем связываться со всей этой казуистической историей.

Но кто-то идет оспаривать. Напомним, с сентября прошлого года на госуслугах появилась новая возможность - обжаловать незаконные штрафы. И тут возникает другая проблема. Как выяснилось, портал госуслуг предоставляет такую возможность с некоторыми ограничениями. Изначально было известно, что автовладелец должен быть верифицирован на этом портале. Это можно сделать через банк, даже не отходя от компьютера. Но далее возникают другие проблемы. Обжаловать можно только штраф, который вынесен персонально этому верифицированному автовладельцу.

Кроме того, на портале предлагается выбрать тему обжалования. Например, за рулем был другой водитель. Или неправильно распознан номер автомобиля. Еще один вариант - исполнял требования регулировщика. А возможности обжаловать нарушение в связи с тем, что уступал дорогу транспорту со спецсигналом, - не предусмотрено. Вероятно, потому, что такой ситуации вовсе не предусмотрено и Правилами.

При этом, когда этот проект обсуждался, предполагалось, что будет заложена строка, в которой автовладелец сам сможет указать причину обжалования, если ее нет в списке. Но по непонятной причине это не было реализовано.

Водители предпочитают оплатить штраф за пересечение сплошной или стоп-линии, чем доказывать, что они сделали это строго по Правилам

В данной ситуации автовладелец решил указать, что исполнял требование регулировщика. И, что интересно, штраф ему в конечном итоге отменили. Но отсутствие свободной строки в перечне обстоятельств, при которых следует отменять штраф, это явная недоработка системы.

Большое количество ограничений для обжалования - тоже. Ситуация слабо изменилась. Штраф выносится в автоматическом режиме, а обжаловать его в таком же автоматическом режиме можно только в очень ограниченных случаях.

Понятно, что при большой загруженности тех сотрудников, которые обязаны отсматривать материалы, которые в огромном количестве поставляют камеры, практически невозможно исследовать их на допустимость доказательств нарушения. В данной ситуации нарушение было, но оно покрывалось крайней необходимостью. А в итоге автовладельцам снова либо приходится расплачиваться не пойми за что, либо тратить нервы и время на обжалование.