01.07.2022 04:12
    Поделиться

    Как на Севере школьники постигают тонкости традиционных профессий

    Более 11,6 миллиона рублей из окружного бюджета выделит Чукотка на то, чтобы 120 школьников смогли поработать этим летом в оленеводческих бригадах. Обучать детей будут 70 опытных наставников из 14 предприятий. Как в этом и в других регионах ДФО готовят будущие поколения оленеводов, а также решают кадровые проблемы отрасли, разбирался корреспондент "РГ".

    Молодые бригады

    Оленеводством на Дальнем Востоке занимаются многие коренные народы - чукчи, эвены, эвенки, юкагиры, долгане, эскимосы и другие. Эту сферу экономики не назвать высокорентабельной. Тем не менее государство поддерживает традиционную деятельность, ведь без нее народы теряют свои корни.

    Как рассказал "РГ" начальник департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа Сергей Давидюк, на начало 2022 года в регионе насчитывалось 664 оленевода. С учетом того, что поголовье животных - около 122 тысяч, имеется небольшая (около пяти процентов) нехватка специалистов. Дефицит не катастрофический, но пополнять трудовые ресурсы надо, чтобы отрасль развивалась, а стада росли.

    На Чукотке - 14 муниципальных предприятий и пять фермерских. Возрастной состав везде разный. Есть такие хозяйства, где работникам в среднем по 32 года. Имеются даже целые бригады, составленные только из молодежи. Но есть и хозяйства, где средний возраст работников - 45-47 лет. Сергей Давидюк констатирует, что молодежь в целом идет в профессию неохотно, но и нельзя сказать, что так везде.

    Приобщение школьников к традиционному укладу жизни на Чукотке имеет давние традиции. Дети во время каникул едут к родителям-оленеводам в тундру. Если же мама и папа ребенка заняты в какой-то другой сфере, но он хочет осваивать традиционное ремесло, это тоже можно организовать. И такие дети могут выезжать в другие семьи, тоже приобщаясь к быту и образу жизни северных кочевников.

    На Чукотке привлекают и студентов из других регионов. Например, уже около десяти лет правительство региона сотрудничает с находящимся в Благовещенске Дальневосточным государственным аграрным университетом. Ребята могут работать в оленеводческих хозяйствах ветеринарами, инженерами, механиками. Им выплачивается зарплата и возмещаются все затраты - на дорогу, проживание, спецодежду. В этом году, например, приедут семь студентов из Приамурья.

    - Я всегда спрашиваю: а почему любая отрасль должна быть рентабельной? Оленеводство - это то, что должно быть, - рассуждает Сергей Давидюк. - Это и сфера экономики, и народная традиция, и уклад жизни. Этносохраняющий вид деятельности. Понятно, что он никогда и нигде не был рентабельным. Но и в других странах, например, в Скандинавии, оленеводы тоже получают господдержку.

    Государственный вопрос

    Лидерство по количеству домашних оленей на Дальнем Востоке удерживает Якутия. По состоянию на 2021 год численность животных выросла до 172 тысяч голов со 167 тысяч, которых пасли на просторах республики в 2020-м.

    В регионе более 20 лет назад начали внедрять практику детских летних оленеводческих лагерей. У истоков этой работы стоит Юрий Слепцов, человек очень интересной судьбы. Когда-то давно он возглавлял республиканский союз оленеводов. Изначальное образование - экономическое, был занят в бизнесе. А затем ушел в науку. Его интересы - этнография северных народов, этнопедагогика и другие направления. Является кандидатом педагогических наук. Корреспонденту "РГ" повезло дозвониться до специалиста как раз перед его отъездом в кочевой оленеводческий лагерь: в горах Якутии "поймать звонок" у Юрия Слепцова уже бы не получилось.

    По словам ученого, оленеводство - не только дань традиции. Необходимость его сохранения имеет политический и экономический аспект. Эта деятельность ведется на очень обширных территориях. А стране как раз и нужно, чтобы земля была обитаемой. В 2000 году Юрий Слепцов в каникулярные дни организовал кочевой лагерь. Прежде всего - для детей народа эвенов.

    - Дело в том, что в 50-х годах прошлого века началась политика приучения кочевых народов к оседлому образу жизни. Она привела к тому, что мужская половина осталась с оленями, а женщины переехали в поселки. Получился разрыв семей, - рассказывает Слепцов. - Детей стали учить в интернатах, они оказались оторваны от кочевой жизни. Стали забывать свой язык, традиционный образ жизни. Сейчас в оленеводстве заняты в основном люди старшего возраста. Естественно, надо пополнять отрасль рабочими кадрами. Поэтому начали привлекать детей, заново учить их традиционным видам хозяйствования. Я создал кочевой лагерь, и в нем дети не только изучали родной язык, но и приобщались к традиционной профессии. Оптимальная численность детей в лагере - 10-15 человек, ведь постоянно надо кочевать. Какую пользу приносит такая работа? Естественно, кочевой лагерь дает свои результаты. Обычно 30-40 процентов воспитанников спустя годы трудятся оленеводами. Есть специалисты в области традиционной культуры. А в 2001 году у меня был лагерь, где побывали 12 детей. Восемь из них потом стали учителями.

    Юрий Слепцов считает, что за сезон или два обучить премудростям традиционной профессии невозможно. Человек постигает их всю жизнь. Многое зависит от погоды - каждый год по-своему диктует, куда именно следует гнать оленей. И нужно действовать по обстоятельствам.

    Конкурс профмастерства

    На Камчатке в этом году оленеводство впервые включили в региональный чемпионат "Абилимпикс". И студенты, обучающиеся данной профессии, смогли состязаться в рамках своей компетенции. В следующем году здесь планируют расширить состав участников за счет школьников и специалистов.

    - В региональный центр развития движения "Абилимпикс" неоднократно поступали обращения о включении новых компетенций, которые отображали бы особенности региона. На базе Паланского колледжа нам удалось включить компетенцию "Оленеводство". Во многом это была инициатива администрации и работников колледжа, - отмечает руководитель "Абилимпикса" в Камчатском крае Андрей Волков.

    В этом году соревновались пять студентов, которые выполняли как теоретические, так и практические задания.

    Поделиться