Шинныe гиганты уходят из России. На какой резине будем ездить в будущем
Как подчеркнул в беседе с "РГ" шинный эксперт Леонид Пащенко, "Michelin и Nokian работали в премиальном сегменте, где шины отличается не только более высокой ценой, но и определенным набором характеристик.
Премиальные ноу-хау дают преимущества в тормозном пути на мокром и сухом асфальте, во времени прохождения круга, максимальной скорости, ходимости - то есть вещах, увязанных с безопасностью и эксплуатационными характеристиками. Точнее, важен баланс характеристик. Тот же Michelin - это как автомат "Калашникова". Есть шины, у которых многие показатели превосходные, но есть и удовлетворительные. У Michelin же все показатели топовые, а провалы отсутствуют".
Китайцы, считает Пащенко, на такой уровень не вышли.
"В теории из азиатских брендов альтернативой могли бы стать покрышки корейской Hankook. Также у нас на рынке остаются Pirelli, у них имеется завод мирового уровня в Воронеже, есть также площадка Continental в Калуге. Есть Yokagama, которая в целом не претендует на премиум-сегмент, но некоторые модели, например, линейка Advan, очень близко подходят к премиуму, да и зимние шины Yokagama Ice Guard IG могут соревноваться с премиальными по ряду характеристик. Для всех этих брендов уход Michelin и Nokian Tyres - благо. Они избавляются от конкурентов", - отмечает эксперт.
Уточним, что завод Yokohama в Липецкой области работал до марта. "Японцы" не объявляли об уходе с нашего рынка, но уточнили, что выпуск остановлен из-за сложностей с логистикой.
Леонид Пащенко также не исключает, что российские и белорусские шинные бренды могут дорасти до премиума при соответствующей необходимости.
"Пока в этом не было нужды. Фирмы, подобные Cordiant, работали в среднем и даже бюджетном сегментах и прекрасно продавались из-за высокого спроса на массовые автомобили", - подытожил эксперт.
Как подчеркнул журналист "Авторевю" Олег Растегаев, главные сложности возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте.
"Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными "шиповками" может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем", - отметил эксперт.
На вопрос, смогут ли подтянуться до премиума и занять опустевшую нишу российские шинники, Олег Растегаев сказал следующее:
"Соrdiant в эту размерную линейку в обозримом будущем не подтянется. У них сейчас в летней линейке 18 дюймов - это потолок, и пока для них нет никаких предпосылок делать 19-дюймовые и 20-дюймовые шины".
При этом специалист призвал прислушаться к словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова о том, что компания продолжит выпуск шин на своем заводе в Ленинградской области и уже ведет переговоры с Nokian об автономном продолжении деятельности.
"Я думаю, самый реальный путь - это вывести на рынок какой-то третий бренд кроме Nokian и Nordman и под этой маркой продолжать производство шин по договоренности с финнами только для внутреннего рынка. Не исключаю, что останутся и так называемые большие дюймы (шины, размерностью больше 19 дюймов - "РГ"), поскольку у России все возможности для выпуска такой продукции есть", - считает Олег Растегаев.
Он также допускает, что к процессу импортозамещения смогут оперативно подключиться "китайцы" - GT Radial, Triangle, Maxxis, Linglong и другие.
"Среди "корейцев" же реальные заместители позиций Nokian Tyres и Michelin - это Hankook, потому что Kumho и Nexen по качеству продукции и по ассортименту все же отстают. Hankook же - компания топ-уровня, которая давно пришла в Россию на первичную комплектацию, успешно конкурируя с Michelin, Pirelli и Continental", - считает Растегаев.
По мнению редактора журнала "Пятое колесо" Станислава Шустицкого, с выходом из бизнеса компаний Michelin и Nokian закрыть эту нишу будет проблематично.
"У "Камы" нет в портфолио резины большой размерности. Сordiant только-только начал работать с большими размерами, в частности, с 18-дюймовыми моделями. Для создания шин большего диаметра необходим длительный период разработок, тестирования и самое главное - оборудование. Поэтому это будет проблемой", - считает эксперт.
"Частично нишу может закрыть Yokagama - особенно с учетом финансовой поддержки со стороны губернатора Липецкой области (завод шинной компании Yokohama расположен под Липецком - "РГ"). Но это опять - период разработок, тестирования и переоснастки оборудования", - уточнил он.
Также, считает Шустицкий, вклад могут внести китайцы.
"Та же компания Triangle работает очень быстро, и они хорошие бизнесмены. Если рынок потребует резины большой размерности, они, конечно, будут заниматься этим вопросом. Наконец, завод Nokian после административных изменений продолжит работать.
Впрочем, с локализацией некоторых компонентов, грубо говоря, полимеров и химии, могут возникнуть проблемы. Тем не менее, вполне можно ожидать, что в создавшихся условиях финны могут начать работу над какой-то новой бюджетной шиной специально для России, как они уже ранее делали в случае с линейкой Nordman" , - полагает эксперт.
А что же говорят сами шинники? Как рассказала "РГ" менеджер по маркетингу и работе с клиентами китайской компании Triangle Ирина Галкина, на фоне ухода ведущих западных шинных брендов компания Triangle старается увеличивать поставки дистрибьюторам. Что касается зимней линейки, то с уходом Nokian Tyres, как считает Ирина Галкина, имеет хорошие шансы "выстрелить" такая шинная новинка Triangle, как TI 501, а также проверенная временем шиповка PS 01.
При этом Галкина сообщила, что в портфолио марки имеется в том числе и резина большой размерности - 19 и 20 дюймов. Она также подчеркнула, что при разработке шинных новинок марки привлекались финские специалисты и использовались голландские технологии.
"Иными словами, мы можем предложить более бюджетные и при этом качественные аналоги моделей западных брендов, которые покидают российский рынок", - пообещала маркетолог, добавив, что в КНР Triangle считается топ-брендом.
В компании Cordiant "РГ" на соответствующий запрос ответили следующее:
"Cordiant внимательно следит за ситуацией, которая складывается на российском рынке. В целом каких-то глобальных изменений в деятельности компании и производственных площадок в Ярославле и Омске не планируется.
В сегменте больших размеров Cordiant предлагает зимние и летние шины для легковых автомобилей и кроссоверов размером 17 и 18 дюймов массовых типоразмеров, согласно тестам ведущих автомобильных изданий и экспертов, обладающих характеристиками, не уступающими премиальным аналогам".
При этом, по оценкам наших собеседников-экспертов, на создание фирменных шин больших размеров у Cordiant, как и у любой фирмы, начинающей разработку шинной новинки с нуля, может уйти от трех до пяти лет, и этот процесс потребует внушительных затрат.