За державу обидно: российский авторынок сдает позиции в Европе

Российский авторынок, который в свое время претендовал на первенство в Европе, в последние месяцы заметно откатился в европейском рейтинге и по итогам года рискует впервые выпасть из десятки лидеров. Впереди нас оказались даже мелкие, но более богатые страны Старого света, такие как Бельгия и Швеция.
Владимир Гердо/ТАСС
Все ниже и ниже

Российский авторынок, который последние годы занимал четвертую строчку в европейском рейтинге, по итогам пяти месяцев 2022-го впервые за много лет выпал из пятерки лидеров, пропустив вперед Италию и Испанию.

Более того, начиная с марта наша страна еще сильнее теряла позиции по объему месячных продаж, оказавшись в мае на девятом месте в Европе позади Польши, Бельгии и Швеции. И это притом, что население всех этих стран в разы меньше, чем в России, а уровень автомобилизации - напротив, гораздо выше.

"Причина столь стремительного падения российского авторынка очевидна - это уход большинства брендов и почти полное прекращение импорта.

При этом кризисы логистической отрасли и полупроводников никуда не делись - именно они толкают европейский рынок вниз. Но там сохраняется покупательская способность населения и привычный ему ассортимент моделей, поэтому в ближайшее время разрыв в продажах точно не будет сокращаться, и, на мой взгляд, вылет нашей страны из Топ-10 крупнейших авторынков Европы по итогам текущего года неизбежен", - комментирует директор по развитию автомобильного портала "Дром" Антон Серков.

В свою очередь, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что, несмотря на сложную ситуацию, отечественный авторынок по итогам 2022-го может остаться в десятке европейских лидеров благодаря своим размерам, устойчивой потребности россиян в автомобилях, а также работающим в стране автоконцернам.

"В первую очередь это будет зависеть от состояния экономики и действий потребителей - ситуации с их доходами, готовности тратить деньги на покупку автомобиля. Важным будет и то, что автоконцерны предложат рынку, какие модели автомобилей, устроят ли они покупателей.

Вынужденный выпуск упрощенных машин может заставить часть потребителей отказаться от покупки нового автомобиля в стране, рассмотреть варианты приобретения автомобиля с пробегом или искать машину в других странах. Важно и то, какими будут цены на новые автомобили в России, если государство поддержит производителей и потребителей, то это может положительно повлиять на цены, а значит, скажется и на продажах", - говорит Дмитрий Баранов.

Всё те же проблемы
Фото: SPENCER PLATT / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / Getty Images via AFP

Между тем, продажи автомобилей в Старом свете тоже падают, причем отрицательная динамика фиксируется вот уже десять месяцев подряд. В Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА) это связывают с продолжающимися перебоями в поставках новых машин из-за дефицита комплектующих для их производства, которые в последние месяцы усугубляются возникшими проблемами с логистикой из-за ситуации вокруг Украины.

Кроме того, напряженная геополитическая обстановка вызвала в европейских странах рост цен на топливо и общую потребительскую неуверенность, что, в свою очередь, сказалось на уровне спроса на автомобили.

При этом власти европейских стран по-разному поддерживают местные авторынки. Так, например, в Италии правительство запустило программу субсидирования покупки экологически чистых машин, что позволило несколько смягчить продолжающееся падение продаж, хотя оно по-прежнему измеряется двузначными величинами.

А вот в Великобритании подобные скидки от государства, напротив, недавно были отменены из-за низкой эффективности, поскольку наиболее популярные в стране электромобили, такие как Tesla Model 3, не подпадали под условия субсидий по стоимости. Взамен этого британским правительством предложены льготные условия на приобретение электрических такси, коммерческих фургонов и автомобилей для инвалидов.

По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, лидеры европейского рейтинга также демонстрируют отрицательную динамику, что говорит о наличии общей проблемы, негативно влияющей на статистику продаж, - сокращение производства новых автомобилей из-за нехватки электронных комплектующих. Обострение геополитической обстановки в России, заторы на границе Польши и Белоруссии, очередная вспышка и закрытие производств в Китае - все эти события также отрицательно повлияли на мировую логистику.

"При этом европейские автоконцерны зависят не только от китайских микрочипов, но и от российских металлов, которые используются при производстве автомобильных кузовов. Учитывая сложившиеся отношения между Россией и ЕС, состоящие на данный момент из взаимных санкций, объемы производства, соответственно, и продаж новых машин в европейских государствах будут также снижаться", - отмечает Денис Мигаль.

Отстали навсегда?
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Стоит отметить, что российский авторынок в 2008 году даже претендовал на лидерство в Европе, уступая лишь Германии. С тех пор Россия, как правило, занимала пятое место в европейском рейтинге, а в предыдущие два года смогла подняться на ступеньку выше, благодаря меньшим масштабам коронавирусных ограничений в стране. Восстановить же утраченные позиции в обозримом будущем вряд ли удастся, особенно в случае экономической изоляции и ухода западных автопроизводителей с нашего рынка.

"Возврат российского авторынка в десятку европейских лидеров в дальнейшем вполне возможен. Для этого должен смениться глобальный экономический цикл, экономика - перейти к фазе роста, а потребитель - распробовать новую модельную линейку от базовой "Гранты" до китайского премиума за 10 млн рублей. Наш рынок больше никогда не будет прежним, он будет другим. И чем раньше мы это примем, тем скорее перейдем к восстановлению", - рассуждает Антон Серков.

По мнению Дмитрия Баранова, для восстановления позиций России в европейском рейтинге, в первую очередь, необходимо возвращение автомобильных брендов - это поддержит конкуренцию на рынке, стимулирует потребителей постепенно переходить от более дешевых на более дорогие автомобили.

Также требуется, чтобы проблемы в автомобильной отрасли если не исчезли совсем, то хотя бы уменьшились, то есть сократился дефицит микрочипов, прекратились перебои в глобальной цепочке поставок. Важно, чтобы увеличились доходы всех групп потребителей - это позволит покупать больше автомобилей. Кроме того, имеет значение, чтобы условия автокредитования стали более привлекательными, что также скажется на объеме продаж автомобилей в стране.