После саммита НАТО в Мадриде казалось, что Турция получила все, что хотела. Турецкие газеты прославляли "историческую победу президента Эрдогана" и надеялись на скорейшее выполнение Финляндией и Швецией всех требований Анкары. Однако реальность оказалась иной.
Одним из ключевых пунктов достигнутых в Мадриде договоренностей стала обязательная экстрадиция на родину сбежавших в северные страны курдских террористов. Турецкий лидер рассчитывал, что теперь их начнут передавать турецкому правосудию по первому запросу. Но выясняется, что полученные Эрдоганом в Мадриде обещания противоречат внутренней политике Финляндии и Швеции. При заключении меморандума эти страны использовали достаточно размытые формулировки, что сегодня дает им возможность не выполнять данные обещания. Например, в документе сказано, что в Стокгольме и Хельсинки будут "оперативно рассматривать запросы Турции о депортации или экстрадиции подозреваемых в терроризме". Но обещание рассмотреть запрос не равносильно обещанию его исполнить.
Кроме того, при решении каждого дела Швеция и Финляндия будут опираться на собственное законодательство. "Понятие терроризма не универсально. Для начала Анкаре придется доказать, что запрошенное лицо на самом деле занималось террористической деятельностью", - прокомментировал ситуацию специалист по политике Турции Яшар Ниязбаев.
Швеция и Финляндия также подчеркивают, что их законодательство запрещает выдавать жителей страны другим государствам. "Мы никогда не экстрадируем того, кто является жителем Швеции", - заявила премьер Швеции Магдалена Андерссон. Глава МИД Финляндии Пекка Хаависто уточнил: "Для экстрадиции необходимо, чтобы запрашиваемое лицо совершило или готовилось совершить теракт в нашей стране".
Лидеры Швеции, Финляндии и Турции также дают различные оценки в отношении достигнутых устных договоренностей. После саммита в Мадриде Эрдоган утверждал, что Стокгольм согласился увеличить список террористов, которых хотела бы заполучить Турция, до 73. Но уже спустя несколько дней премьер Швеции опровергла заявление турецкого президента. По ее словам, в Швеции новый расширенный список из Анкары не получали.
Эксперты предполагают, что Стокгольм и Хельсинки попытаются усыпить бдительность Анкары. Они могут отправить в Турцию двух-трех террористов или ограничиться на этот счет устными обещаниями. Но как только Швеция и Финляндия официально станут членами НАТО, они заявят, что никаких обязательств перед Турцией у них нет.
Реакция Эрдогана на такого рода уловки обещает быть крайне жесткой. "У Эрдогана все еще есть мощные рычаги давления. Для того чтобы Швеция и Финляндия окончательно вступили в НАТО, этот шаг должны одобрить все страны - члены Североатлантического альянса. Кроме того, их согласие должно быть подкреплено на парламентском уровне этих стран. В любой момент Анкара может сослаться на то, что Швеция и Финляндия не выполняют условия меморандума, и не дать свое согласие", - прокомментировал назревающий конфликт научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Амур Гаджиев.
По словам эксперта, турецкое общество поддержит подобные действия турецкого лидера. "В стране уже давно царят антиамериканские и антинатовские настроения. Вероятно, Анкара попытается продемонстрировать свою независимость. Для турок крайне важно видеть, что их страна пользуется уважением и отстаивает свои интересы", - добавил эксперт.