10 – 13 ИЮЛЯ 2023
10 – 13 ИЮЛЯ 2023
Скрольте вниз
04.07.202209:53

"Аннушку" отправят на покой

Первый опытный образец легкого многоцелевого самолета "Байкал" стоит в сборочном цехе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Нам дали возможность подняться на борт, зайти в кабину. Показали, как двигаются элероны на крыльях. Этот самолет уже побывал в небе и даже успел стать сенсацией авиасалона МАКС-2021.

Двигатель для "Байкала" инженеры уральского авизавода разработали с нуля.
Двигатель для "Байкала" инженеры уральского авизавода разработали с нуля. / Татьяна Андреева/РГ

Девятиместный одномоторный ЛМС-901 "Байкал" со временем должен заменить ветерана гражданской авиации Ан-2 - легендарную "Аннушку". Чтобы составить задание для конструкторов, собрали заявки будущих потребителей. Новый самолет предназначен для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях, патрулирования лесов, будет востребован санитарной авиацией и сельскохозяйственными предприятиями.

В двигателе 1,5 процента импортных компонентов, но ряд предприятий уже разрабатывает изделия на замену

- Самолет превосходит своего предшественника Ан-2 по ряду характеристик. Модель можно быстро адаптировать под санитарный или парашютный вариант. "Байкал" будет оснащен лыжными и поплавковыми шасси, сможет садиться на грунт с подбором площадки, - перечисляет заместитель гендиректора УЗГА - директор дивизиона "Самолеты" Евгений Сергеев.

"Байкал" гораздо легче, чем Ан-2, при этом может взять на борт больше груза, отвезти его дальше, двигаться быстрее, меньше потратит топлива, а значит, и денег: анонсирована минимальная в своем классе стоимость летного часа.

УЗГА станет базовой площадкой для производства таких самолетов. Для них построят даже специальный корпус площадью 6,5 тысячи квадратных метров. Но такой проект не реализуют в одиночку: чтобы выпустить "Байкал", скооперировались более 70 российских предприятий.

Большая часть деталей новой машины отечественные, но, к сожалению, не все. Главное - на опытном образце иностранный двигатель. Но полным ходом идет работа над созданием замены.

- ВК-800 разработан с нуля, в России еще не было турбовального двигателя в этом силовом сегменте. Сегодня в агрегате 1,5 процента импортных компонентов, но несколько российских предприятий разрабатывают изделия на замену. Когда начнется серийное производство, иностранных компонентов в двигателе не останется, - уверяет технический директор дивизиона "Двигатели" Леонид Худорожков.

Разработчики предусматривают использование современных технологий: так, в конструкции двигателя есть детали, которые печатают на 3D-принтерах.

Одно из преимуществ ВК-800СМ - ему не нужен авиационный бензин, как силовой установке Ан-2, - вполне достаточно керосина. А еще он будет работать гораздо тише.

Создание нового самолета проходит в невероятном для этой отрасли темпе: всего два года ушло на разработку документации и построение опытного образца. Летно-конструкторские испытания и сертификация завершатся в 2023 году, еще два года потребуется для запуска серии. И тогда в год планируют изготавливать 20 "Байкалов".