Простые японские граждане в большом количестве приходили к храму Дзодзёдзи. Они складывали руки в молчаливой молитве за упокой души политика. Под навесом в специально отведенном для этого месте рядом с фото улыбающегося Синдзо Абэ можно было оставить цветы.
Похороны и кремация Абэ пройдут 12 июля в этом же храме. Бывшего японского премьера посмертно наградят орденом Хризантемы с цепью, высшей наградой островного государства.
Тем временем по соцсетям разошлось видео из китайского ночного клуба, где местная молодежь устроила зажигательную вечеринку на фоне траурного портрета Абэ. После этого зарубежная пресса опубликовала ряд комментариев, где пользователи китайского интернета со злорадством и без намека на милосердие прошлись по сюжету с убийством Абэ. Они припомнили японцу многое, в том числе его резкие выпады в адрес КНР, проамериканский настрой и бесчисленные походы политика в синтоистский храм Ясукуни, где поминают ушедших в мир иной военных преступников.
В Пекине оперативно дали понять, что мнения и поступки отдельных китайских граждан не отражают официальную позицию властей КНР. "Позиция китайского правительства такова: этот неожиданный инцидент не следует связывать с отношениями между Китаем и Японией", - охарактеризовал представитель МИД Китая Чжао Лицзянь танцы в ночном клубе, чтобы сразу снять возможные в сложившейся ситуации инсинуации. Вместе с тем не стоит удивляться, что фигура Абэ, который принадлежал к правящей японской элите, вызывает неоднозначное отношение жителей Поднебесной. С одной стороны, это обусловлено исторической памятью китайского народа, который не забыл зверства японской армии времен Второй мировой войны. Во-вторых, такие настроения отчасти объясняются политикой бывшего японского премьера в период его руководства правительством Японии и правящей Либерально-демократической партией (ЛДП). Абэ был известен своими правыми взглядами. Он активно выступал за наращивание военного потенциала Японии, повышение расходов на оборону, пересмотр "мирных" положений конституции страны и защиту независимости Тайваня, в том числе военным путем. Кроме того, бывший японский премьер являлся одним из авторов и проводником так называемой концепции "Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона". Эту инициативу в Пекине без всякого стеснения неоднократно называли антикитайской и вредной.
Одновременно с этим Абэ прилагал колоссальные усилия, направленные на укрепление оборонного альянса с США, который позиционировал в качестве краеугольного камня японской внешней и оборонной политики. Понятно, что Токио и Вашингтон "дружили" в том числе и против Китая. На внутриполитическом поле Синдзо Абэ способствовал продвижению своих соратников, которые придерживались схожих с ним политических подходов. Среди них, к примеру, две женщины - депутаты парламента от ЛДП. Это Томоми Инада, которая в кабинете Абэ одно время возглавляла оборонное ведомство, а также Санаэ Такаити, составившая осенью прошлого года конкуренцию действующему премьеру Фумио Кисиде в борьбе за кресло руководителя кабмина. Сейчас Такаити-сан занимает влиятельную должность председателя политсовета правящей ЛДП и, вероятно, еще скажет свое слово в политике.