В Лисичанске украинские военные сожгли православный храм XIX века

При отступлении из Лисичанска украинские военные и иностранные наемники уничтожили несколько православных церквей. Особенно пострадал расположенной в историческом центре города Второй Свято-Митрофановский храм. Однако местные жители уже приступили к восстановлению сожженного и разгромленного здания, а церковные службы проводятся в подземных катакомбах, как на заре христианства. Корреспондент "РГ" побывал на месте военного преступления и опросил очевидцев.
Загрузка...
В Лисичанске украинские военные сожгли храм XIX века / Автор:

- Церковь сильна людьми и наши верующие приходили на службы даже несмотря на грохот артиллерийской канонады. Храм закрыли только за неделю до отступления украинских военных и в этот день видимо здание разграбили и подожгли. Вы можете увидеть - прилетов не было, на церковной территории отсутствуют воронки от ракет и снарядов, и значит поджог был внутри помещения, - рассказывает, бродя по пепелищу староста общины при храме Михаил Лысенко.

Тем временем где-то стучат молотки. Сверлящим звуком гудит болгарка. Пришедшие к храму верующие разбирают аварийные части металлической кровли. Убирают разбросанное крошево из золы, остатков иконостаса, стекла….

- Храм, посвященный святителю Митрофану Воронежскому, построили и освятили в 1843 году. Здесь молился император Александр III. Здание храма сложено из тщательно подогнанных блоков тесанного песчаника и пережило события Гражданской и Великой Отечественной войны, а вот в начале XXI столетия - сожжено солдатами украинской армии. Украшенные татуировками с сатанинской символикой военные вломились на подворье - рядом со зданием нашей воскресной школы установили орудие. На пригорке, в метрах 200 от храма, оборудовали позиции для передвижного зенитно-ракетного комплекса "Оса". Однако российские военные не стреляли по храму, хотя имели прекрасный ориентир - золотой крест на куполе церкви прекрасно виден даже из Северодонецка, а расстояние - около десяти километров по прямой. А когда ВСУ решило бежать, то из огнеметов подожгли здание храма", - рассказывает Михаил Сергеевич.

В Лисичанске украинские военные сожгли храм XIX века
1/12
Фото: Владимир Аносов

Неожиданно из подземных катакомб появляются женщины в платочках. Старушки поддерживают друг друга и оборачиваясь к кресту храма крестятся.

- Дождались освободителей. Восемь лет ждали - ждали, и все теперь замуж выходить можно. Хотя куда уж мне 70 лет. Молода еще. Поживу еще холостой, - шутит бойкая бабушка в белом платочке.

На вопрос откуда они вышли отвечают, что пришли со службы. Ее провели в подвалах капитального здания бывшего "Детского мира", который ранее был частью церковного подворья.

- Православные церкви солдаты украинской армии сжигали. Кроме того, украинские военные вели обстрелы из минометов с городских окраин по центру, в том числе и по храмам. Был праздник всех святых, в земле Русской просиявших, и вот пожалуйста, что сделали с одним храмом - подпалили, а вверху - храм Варвары Великомученицы, которой также молятся шахтеры о здравии, получил прямое попадание, - рассказала прихожанка Ирина.

Сопровождающий женщин бывший шахтер Иван Олейников рассказал, что в городе стояло очень много иностранных наемников, грабивших и осквернявших местные достопримечательности.

- Современные вандалы. С монумента освободителям города в Великую Отечественную войну утащили танк Т-34 и бросили его на проспекте Калинина. Отобрали у людей личные автомобили, в том числе и микроавтобусы, чтобы сделать из них баррикады. В храмах искали ценные иконы. Исчезло много церковной утвари. Да вот посмотрите сами: молимся, как первые христиане в катакомбах, - говорит мужчина.

Захожу в здание. От каменных стен, толщиной около метра, веет прохладой. Самодельный указатель с надписью: "На службу" ведет ко входу в подземелья. Через два пролетам каменных лестниц солнечный свет исчезает и оказываюсь царстве темноты. Жду несколько минут пока глаза привыкнут и смогут различать слабые очертания предметов. Медленно передвигаясь бреду вдоль стены на пение церковных гимнов.

Через несколько поворотов оказываюсь перед просторной комнатой, где горят пара свечей и электрический фонарь, подсоединенный к автомобильному аккумулятору. На стенах несколько икон, православные хоругви и стяги, самодельный алтарь изготовлен видимо из ящиков.

Протоирей и дьякон читают поминальную молитву. Преподавательница воскресной школы поет гимны. Отпевают скончавшуюся недавно женщину.

- Настоятель храма протоиерей Николай Ткач сейчас выехал в Северодонецк, но прихожан нельзя оставлять без духовной пищи, особенно во время потрясений и тяжелых испытаний. Временно службы читаю я, хотя служу в церкви села Николаевка, - рассказывает отец Виталий. - Боевые действия пройдут, и мы с божией помощью и стараниями прихожан восстановим храм. Наши солдаты сражаются с врагом на земле, а мы боремся с бесами и духами злобы. Добро обязательно победит.

Неожиданно в подземный храм заходит боец и отставив в сторону автомат говорит: "При наступлении мы нашли икону. Она очень старинная. Мы все ротой решили вам ее передать. Примите в дар" и достает из походного рюкзака покрытую патиной темную от времени икону.