Незрячий блогер рассказал о том, что увидел в цирке

Можно ли слепому ребенку или взрослому показать цирк? Рассказать, как бесстрашно летят под куполом цирка воздушные гимнасты? Передать словами магию фокусника? Можно, уверены авторы проекта "Цирк на ощупь". Незрячие зрители Сочи, Екатеринбурга, Саратова и Нижнего Тагила смогут стать участниками уникального проекта и увидеть цирковое представление. Первое представление на ощупь прошло в цирке на Фонтанке, где показали мюзикл на воде "Одиссея". Корреспондент "РГ" расспросила о впечатлениях Владимира Васкевича, тотально незрячего блогера, путешественника, ведущего тренингов в темноте, экскурсовода, автора книги "Путешествие без границ".
Константин Михальчевский/РИА Новости

- Никогда не думал о том, что цирк может быть с тифлокомментариями, - удивляется Владимир, которого сложно чем-то удивить. В свои 28 он объездил более 20 стран, побывал почти во всех регионах нашей страны, ходил на яхте, прыгал с парашютом. О своих приключениях он рассказывал "РГ"

- Я не фанат таких шоу, но для расширения кругозора это, однозначно, отличный проект, - считает Владимир. - Ничего подобного в России не было. В цирке на Фонтанке было огромное количество незрячих, около 50 человек, это очень большая аудитория. Как минимум многие были удивлены, как максимум - в восторге. Для слепого цирк - просто громкая музыка и вопли клоунов, но с тифлокомментатором - настоящее представление.

Попробуйте описать незрячему, как стоит акробат, как на него взбирается гимнастка, потом - на канат, с каната свешивается, переворачивается, вставляет ноги в кольца и уносится под купол... Все это очень быстро, и все нужно уложить в общий сюжет. Невероятно трудно. Поэтому комментарии готовятся заранее. Владимир говорит, что хороший специалист умеет быстро соотносить комментарии с происходящим. И это намного сложнее, чем синхронный перевод. Благодаря точному и талантливому переводу, Владимир увидел мюзикл на воде, с красивыми подтанцовками пловчих-синхронисток.

- Девушки постоянно танцевали в воде, а на бортиках бассейна или на самом озере постоянно что-то происходило, - рассказывает он. - Действия главного героя сопровождались акробатическими номерами, а в перерывах, когда переставляли декорации, выступали клоуны. Все это сопровождалось хорошей музыкой и вокалом.

До этого представления его единственным знакомством с цирком была книга "Три толстяка".

- Если раньше мне представлялось, что цирк - это акробаты и клоуны, то теперь все открылось по-другому, - делится зритель. - Поскольку я технарь, мне было интересно, техническое описание всех конструкций, как на них крутятся, прыгают гимнасты. Это очень сложное описание. Я понял, что все было описано не до конца, но для первого раза - более чем достаточно. Можно написать миллион тифлокомментариев, очень подробно, но мозг просто не воспримет такое количество информации. Это чем-то похоже на парфюмера, он пробует разные одеколоны, и в какой-нибудь очередной раз понимает, что уже не воспринимает запах. Нужен перерыв.

Представление незрячие зрители "смотрят" в наушниках. Тифлокомментатор комментирует происходящее, иногда делает паузы, чтобы слепой зритель мог услышать музыку, звук спецэффекта и аплодисменты. После представления зрители побывали за кулисами, потрогали руками костюмы, инвентарь, поговорили с артистами - и тут уже яркий цирковой паззл окончательно сложился в полноценную картину.

- Было бы классно, если бы было два тифлокомментатора, чтобы они обменивались эмоциями, как в фигурном катании, - замечает Владимир. - А вообще, живой цирк - это здорово. Когда клоун пробегает мимо тебя, ты чувствуешь дуновение ветра. Чувствуешь себя единым целым с другими, слышишь их восхищения, сам восхищаешься. Совсем другой уровень восприятия. У моих коллег-путешественников нет проблем с перемещениями, а у большинства незрячих - выход в мир бывает в лучшем случае раз в неделю. Вылазка куда-то играет огромную психологическую роль для слепого. Для большинства незрячих зрителей это очень яркое впечатление.

Компетентно

Татьяна Бушкова, первый заместитель генерального директора "Росгосцирка":

- Цирковое искусство не имеет границ, оно говорит на языке мира и должно быть в полной мере доступно для всех людей. Тифлокомментирование - это тот самый способ коммуникации, который позволяет незрячим зрителям оценить визуальную часть цирковых спектаклей, увидеть пусть не глазами, но сознанием. Слабовидящие и незрячие люди смогут сформировать полноценный образ того, что происходит на манеже.

Ксения Дмитриева, тифлокомментатор первой категории и руководитель программы "Особый взгляд" благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт":

- Цирк - семейный отдых. В нашей стране проживает множество семей, в которых есть дети с инвалидностью по зрению, или наоборот, родители ограничены в зрительных возможностях. Это накладывает определенный отпечаток в равном доступе к семейному досугу. Сейчас мы адаптируем пять программ в пяти из 38 цирков России. Эти программы будут гастролировать, их сможет увидеть максимальное количество человек.

Идея проекта "Цирк на ощупь" родилась совместно с Росгосцирком. То, что в их стратегии есть пункт про создание доступной среды для разных людей, стало важным подспорьем в создании проекта. Кроме того, наши подопечные уже показали спрос не только к спектаклям, фильмам, музейным программам, но и цирковым представлениям. У Росгосцирка уже есть опыт реализации инклюзивных проектов основанных на арт-терапевтических методиках, и коллеги хотели масштабировать его для незрячих посетителей. До этого проекта цирковое искусство было несправедливо недоступно для людей с нарушением зрения. После представления зрителям представится редкая возможность побывать за кулисами - пообщаться с артистами и "рассмотреть" реквизит. Это очень важно для тактильного восприятия. Такой синтез описательной части и тактильного интерактива даст возможность людям с ограниченными возможностями по зрению полностью окунуться в атмосферу цирка.

Справка "РГ"

Уникальный проект "Цирк на ощупь" появился благодаря программе "Особый взгляд" благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" и "Росгосцирку". Чтобы незрячий зритель "увидел" происходящее, цирки страны оснастили специальным оборудованием для тифлокомментирования и научили сотрудников общению с особенными зрителями. Проект протестировали в Новокузнецком и Воронежском цирках. Получив множество восторженных отзывов, проект решили развивать дальше. В апреле Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке представил мюзикл на воде "Одиссея".