Давайте начнем с терминологической основы. Что такое деловой туризм?
Елена Никольская: Деловой туризм - самый доходный из всех видов, поскольку включает в себя несколько направлений - организацию корпоративных событий, международных отраслевых конференций, форумов, конгрессов, а также огромное количество образовательных интенсивов. В общей структуре туристической отрасли деловой туризм занимает около двадцати процентов.
При высоких доходах этот вид туризма требует и финансово емкой инфраструктуры - больших конференц-залов, мультимедийного цифрового оборудования, демонстрирующего материалы в формате 3D. Нужны квалифицированный персонал, услуги синхронного перевода.
Это туристическое направление быстро развивается, в том числе в России. Крупные российские города, конечно же, являются центрами делового, научного, образовательного туризма. Удачный опыт - не только у Москвы и Санкт-Петербурга, но и у Сочи, Екатеринбурга. Большое внимание уделяется развитию делового туризма в Казани, где проводится много конференций и форумов международного значения. Есть интерес к Новосибирску - он в фокусе внимания. И сибирские регионы, в том числе Омская, Иркутская области, Красноярский край, очень перспективны в плане развития делового туризма.
Что нужно, чтобы максимально раскрыть потенциал регионов?
Елена Никольская: Региональной власти нужно внимательно прислушиваться к инициативам деловых сообществ по организации отраслевых масштабных проектов, в том числе международных выставок, которые притягивают большие туристические потоки и повышают инвестиционную привлекательность региона. Необходимо активное участие регионального руководства в деловых мероприятиях - если проводится какой-то крупный форум, и функция организатора у московского подрядчика, то представители местной туристической отрасли обязательно должны выступать в качестве экспертов и спикеров, в докладах отражая динамику развития области или края.
В крупных городах динамично развивается туристская инфраструктура. Ведется строительство гостиничных объектов в Омске, Владивостоке, Екатеринбурге - и это имеет мультипликативный эффект. Создаются рабочие места для жителей, а в будущем территории начнут зарабатывать на турпотоке при условии эффективного продвижения своей исторической и культурной ценности.
Для успешного развития делового туризма нужно привлекать экспертов, которые не просто один раз поучаствуют в деловом мероприятии, выступив спикером, а которые оценят потенциал региона и будут транслировать эту информацию, "работая" на имидж территории. Кстати, Томск прекрасно развивает образовательный туризм - там на базе университета открыта площадка нацпроекта "Демография", где безработные
(в стране их более 2,5 миллиона) получают возможность обучиться новой профессии с помощью онлайн-программ. Моя программа по организации и управлению гостиничным и ресторанным бизнесом попала в их число, и я очень рада, что федеральный проект реализуется через Томск - желающих получить профессию в гостиничном и ресторанном бизнесе учить необходимо именно на местах, а не только в столице.
Образование, наука, бизнес - что объединяет эти направления с точки зрения туризма?
Елена Никольская: Это называется одним словом - опыт. Общая цель деловых, образовательных, научных поездок - получение опыта или обмен им. И, кстати, не только в узкой профессиональной сфере.
В рамках развития делового туризма исследуются не только гостиничный рынок, но и уникальность достопримечательностей, которые необходимо показать гостям в рамках деловых мероприятий. Архитектурные памятники, исторические, культурные центры, национальные промыслы - все это сейчас должно использоваться как единый туристический продукт. И ценность каждого региона должна быть ясна организатору каждого крупного мероприятия: почему именно здесь его нужно провести - потому что рядом кладезь всего полезного и интересного. Все это вместе создает огромный эмоциональный шлейф воспоминаний от любого события - все должно быть очень насыщенно с целью формирования лояльности туристов и деловых партнеров.
Поэтому как регион в целом, так и каждый отель сейчас старается создать яркую комплексную программу пребывания. Тем, кому нужны только презентации спикеров на семинарах, достаточно онлайн-участия - они покупают онлайн-пакеты. А те, кому нужны историческое и культурное наследие, уникальная природа, возможность расширить свои деловые связи, поедут очно. Это наше будущее. И я вижу только позитивные изменения: сейчас, в послепандемийный период, участники отрасли объединяются, чтобы предложить максимально качественный продукт. Уже нет понятия жесткой конкуренции, на первый план выходят такие понятия, как кооперация и коллаборация.
Качественно организованный деловой туризм означает развитие всей инфраструктуры. И в наших регионах есть чем гордиться, ведь каждый имеет уникальную ценность для туристов. Правда, пока это слабо продвигается на внешнем и внутреннем рынках.
Чему "научился" деловой туризм за два года пандемии?
Елена Никольская: Были ограничения по проведению массовых мероприятий - в залах не могло находиться больше пятидесяти человек одновременно. Но при этом деловой туризм получил новые возможности для развития, мероприятия стали проходить в гибридном, очном и заочном форматах. Безусловно, это потребовало внедрения инновационных и технологий: стали создаваться видеостудии, помещения для съемок спикеров с помощью телеканалов. Такие новые возможности позволяют без затрат на транс-порт и проживание в регионах посредством цифровых технологий проводить встречи с известными спикерами, которые часто являются магнитами для организации деловых мероприятий.
Мероприятия продолжают активно продаваться онлайн. Плюс онлайн-мероприятий - площадка участников расширяется в пятьдесят раз: если очно на семинар могут прийти тридцать человек, то в гибридном формате количество участников увеличивается до полутора тысяч.
Естественно, сейчас запрос на азиатские рынки, и прежде всего это КНР, Индонезия, ОАЭ, Корея. В этих странах проходит множество международных научных конференций, жители Китая активно делятся опытом, транслируют технологии, для того чтобы выстраивать деловое сотрудничество с регионами России. Нам в этой ситуации важно знание их предпочтений, особенностей при организации деловых мероприятий. Конечно, должен быть персонал со знанием языка, который быстро адаптируется под все запросы организаторов, должны выстраиваться сервисные планы по работе нескольких подразделений гостиницы для обеспечения стабильного качества услуг, поскольку здесь важно все - от встречи в аэропорту и транс-ферта до организации самого мероприятия, а также досуга.
Если говорить о персонале, есть ли в отрасли дефицит кадров?
Елена Никольская: На рынке труда огромное количество вакансий, много персонала, готового работать в сфере туризма. Рынок труда изменился в корне, и надо это признать. В этом есть положительные моменты - во-первых, у людей появился выбор новой профессии. Очень многие поняли, что могут работать удаленно, и работодателям не нужно этого бояться - нужно создавать рабочие места для удаленщиков и пользоваться плюсами от снижения затрат на организацию рабочих мест и питания. Во-вторых, появилось очень много самозанятых, которые готовы предлагать услуги, развиваясь в своем деле, - от фермеров до консультантов. Это тоже возможность нового рынка труда, которую нужно принять. Кроме того, надо выстраивать программы адаптации нового персонала и корпоративного развития, формировать персонал - многопрофильный, который может совмещать несколько профессий на предприятии. Это сложная задача, но она решаема.