Более 80 процентов грузопотока на Востоке России проходит через 12 погранпереходов. Правда, стоит учесть, что административно некоторые морские порты включены в качестве терминалов в пункты пропуска. Поэтому фактически мест, через которые грузы прибывают на территорию России или отправляются за рубеж, несколько больше. Например, сахалинский Невельск имеет три весьма удаленных филиала на Курильских островах, а у порта Ольга в Приморье есть терминал Пластун (расстояние до него - более 250 километров по автодорогам).
С пограничной точки зрения Дальний Восток во многом уникален. В стране всего десять так называемых смешанных погранпереходов. И все они находятся в ДФО на реке Амур. В зависимости от времени года через них можно пересечь границу и на автомобильном транспорте, и на речном, а, например, в Благовещенске в межсезонье даже на судах на воздушной подушке. Поскольку Амур - река протяженная, смешанные переходы есть в разных регионах: Хабаровском крае, ЕАО и Амурской области.
Именно на Дальнем Востоке числится единственный в России пешеходный пограничный переход. Правда, он пока не функционирует - его строят. Да и название "пешеходный" скорее условное. Ведь на деле туристы будут пересекать границу в уютных кабинках фуникулера. Речь идет о строящейся в Благовещенске и Хэйхэ канатной дороге.
Преобладание тех или иных способов перейти рубеж между странами многое говорит о географических особенностях регионов. К примеру, в Забайкалье и Бурятии погранпереходы в основном автомобильные, в Сахалинской области, на Чукотке, в Приморском и Хабаровском краях - преимущественно морские, а в Приамурье и ЕАО, где граница полностью проходит по реке, - смешанные. Особняком стоят Якутия, где имеется только воздушный пункт пропуска, а также Камчатка с Колымой - там есть по одному международному порту и аэропорту.
Развитие приграничных территорий для Забайкалья - крайне актуальная проблема. Там живут почти 240 тысяч человек. По словам губернатора Александра Осипова, сложности касаются дорог, интернета, мобильной связи, социальной сферы, занятости населения. В ряде районов уже два года действует ограничение на вывоз скота и мяса. По мнению главы Забайкалья, необходимо упростить и ускорить работу пунктов пропуска, чтобы люди могли больше покупать, продавать, перемещаться через границу.
- За два года произошли отрицательные изменения в этой сфере. Ряд пунктов пропуска не работает, некоторые из них плохо оснащены. Действовали существенные ограничения, после которых еще не произошло восстановления. Надеюсь, что благодаря решениям Совета безопасности, тем поручениям, которые будут даны правительству, наши сложные проблемы будут последовательно решаться, - говорит губернатор Александр Осипов.
Глава Приамурья Василий Орлов считает, что развитие экономики приграничных территорий во многом зависит от качества работы пунктов пропуска. Например, в Амурской области есть девять погранпереходов, из них функционируют только пять. К недействующим относятся строящийся "Благовещенск-1" (он же - будущая первая в мире трансграничная канатная дорога), а также смешанные пункты пропуска на Амуре: Джалинда, Ушаково и Константиновка. Что касается Джалинды, то на нее у руководства Приамурья большие планы. Здесь собираются построить большой транспортно-логистический комплекс. В июне на Петербургском международном экономическом форуме Василий Орлов провел по этому поводу переговоры с представителями одной из международных транспортных компаний.
Первый для Амурской области автомобильный пункт пропуска Кани-Курган заработал совсем недавно. Машины пересекают границу по международному мосту между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ. Кстати, недавно для него была запущена электронная очередь - система, позволяющая экспортерам, владельцам грузов, логистам и водителям бронировать время для проезда.
- С 2020 года в условиях пандемии у нас осложнилась ситуация с грузовыми перевозками на российско-китайской госгранице, - рассказывает Василий Орлов. - В связи с этим увеличились временные и финансовые потери российских компаний и, как следствие, возросла стоимость товаров для конечного потребителя. Для обеспечения бесперебойных международных перевозок и стабилизации цен мы предложили сократить нормативные сроки пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля в пунктах пропуска РФ, внедрить на государственном уровне современные цифровые инструменты, а также перевести часть пунктов на круглосуточный режим работы.
В Еврейской автономии, самом маленьком регионе Дальнего Востока, целых четыре пункта пропуска, но работают из них только два. Впрочем, есть перспективы, что нефункционирующие тоже начнут пропускать грузы. Один из них - это недавно открытый железнодорожный мост. А что касается оставшегося (в селе Пашково), о его "расконсервировании" поступило предложение от китайской стороны. Оно прозвучало в июне во время визита генконсула России в Харбине Владимира Ощепкова в уезд Цзяинь. Кроме того, местные власти поделились с генконсулом планами по открытию летом этого года зоны российско-китайской приграничной торговли, а также предложили вариант сооружения грузовой канатной дороги.
В Хабаровском крае собираются установить грузопассажирский погранпереход на острове Большой Уссурийский. Его проектирование должно завершиться в следующем году, а строительство - к 2026-му. Формально здесь уже есть пункт пропуска, но он числится как нефункционирующий.
- Развитие Большого Уссурийского острова мы, правительство края, видим исключительно вместе с китайской стороной, - рассказал губернатор края Михаил Дегтярев.
По его мнению, в первую очередь речь идет о грузопассажирском терминале.
- Это важно, - продолжает Дегтярев, - потому что все прежние планы на остров были связаны исключительно с туризмом и пассажирами. Мы считаем, что это нерационально. Уже построены мосты с обеих сторон - и с китайской, и с нашей. И мы сейчас завершаем смену статуса этого перехода на грузопассажирский. Грузовую базу обосновали - это 700 тысяч тонн в первый год, до полутора миллионов тонн в течение пяти лет - и терминал будет "раскачен". Но, учитывая сложную мировую обстановку и давление, которое оказывается на Россию, я думаю, что мы за миллион тонн в первый год уйдем.