Отказ от энергоресурсов из России может развалить Евросоюз

Эмбарго на импорт российских нефти и угля, а также снижение импорта нашего газа ведут к усилению экономического расслоения в Евросоюзе. Уже сейчас, за четыре месяца до начала отопительного сезона, статистика по заполненности подземных хранилищ газа (ПХГ) в Европе наглядно показывает, что хуже всего дела обстоят у самых бедных стран.
AFP/JOE KLAMAR

Едва ли кто-то сомневается, что Германия или Франция преодолеют будущую зиму без печей-буржуек в домах и голодных бунтов. Да, электричество и тепло будет здесь стоить в разы дороже, вырастет недовольство населения политиками, но финансовые резервы, скорее всего, позволят обойтись без социальных и экономических коллапсов.

Но Европа неоднородна. Страны на западе богаче своих восточных соседей. Более того многие восточноевропейские страны получали помощь и дотации ЕС, которые, как правило, оплачивались экономическими лидерами Союза - Германией, Францией, а до выхода из ЕС, еще и Великобританией. Это в некоторой степени уравнивало разных членов внутри ЕС. Сейчас, когда даже в самых богатых европейских странах идет речь о необходимости жесткой экономии из-за высоких цен на энергоресурсы эта помощь "отстающим" оказывается под вопросом.

Европа провела ряд опасных экспериментов со своей экономикой: энергопереход, эмбарго на российский уголь и нефть, а также попытки сократить импорт газа из России

В Европе эта тема пока не поднимается. Хотя сами европейцы уже признают, что ЕС, отказываясь от российских ресурсов и увеличивая объемы закупок сжиженного природного газа (СПГ) в США, а также угля в Океании и Африки, ухудшает экономическое положение стран Азии. На гигантах вроде Китая, Японии, Южной Кореи или Индии это пока не сказывается, а вот Пакистан, Бангладеш или Шри-Ланка уже вкусили результаты диверсификации поставок энергетического сырья. Там уже происходят массовые отключения электричества.

Но Азия далеко, а соседи европейцы - рядом. Режим ЧС в сфере энергетики в Венгрии, политический кризис в Италии, проблемы в Болгарии и отставку премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона связывают с общими проблемами, без далеко идущих выводов. О том, что по мере нарастания сложностей с поставками энергетических ресурсов эти проблемы будут нарастать, и сильнее всего в странах без хорошей экономической "подушки безопасности", пока не говориться. Считается, что это просто локальные разрозненные события, хотя никто и не отрицает некоторое влияния на них обострения отношений Европы и России.

Но возникает вопрос, а что будет, если "Северный поток" так и не заработает на полную мощность, Китай начнет конкурировать с Европой за свободные партии СПГ (благо средств у него на это хватит), а Индия начнет скупать весь свободный уголь? Да, лидеры ЕС, а также Великобритания, Норвегия и Швейцария проживут без российских углеводородов. А Венгрия, Румыния, Болгария?

В последние годы Европа провела целый ряд очень опасных экспериментов со своей экономикой, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Это энергопереход, введение эмбарго на российский уголь и нефть, а также попытки сократить импорт газа из России. Эти "дырки" приходится затыкать деньгами. Каждое из этих действий требует дополнительно - миллиарды евро. Они есть совсем не у всех. Привести это может только к росту энергетической бедности и расслоению Европы по экономическому признаку, отмечает эксперт.

Дальнейшее нам известно из истории. Бедные регионы, когда их перестает кормить богатый центр, будут стараться освободиться от его влияния. И это будет происходить не только в рамках ЕС или целой Европы, а даже в масштабе отдельных стран. Не случайно в Шотландии (один из основных нефтегазодобывающих регионов Великобритании) именно сейчас возобновились разговоры о выходе из состава Соединенного Королевства. Можно очень по разному относиться к происходящему в мире, но с тем, что своей политикой в сфере энергетики Европа уничтожает себя, спорить сложно.

Насколько проблема с энергоресурсами в Европе велика, свидетельствует то, что даже благополучная по газу Польша (ПХГ страны заполнены на 98%) объявила, по информации ТАСС, о срочной покупке дополнительных 4,5 млн тонн угля. Естественно, не российского. А ведь до этого года именно Россия была главным экспортером угля в страну. У кого сейчас Польша заберет этот уголь? Возможно у Пакистана, а возможно и у Венгрии. Нарастить добычу угля производители в той же Индонезии могут, но и мировой спрос также увеличивается, поэтому избытка на рынке не ощущается. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, очень высокие цены на все востребованные сейчас энергоресурсы.

"Если здравый смысл в Европе не победит, на что я очень надеюсь, то центробежные силы могут усилиться, и тогда вполне допустимы попытки некоторых стран выйти из ЕС", - говорит Симонов. И процесс может оказаться валообразным. Как политический проект Евросоюз совсем не изжил себя и может еще долго просуществовать. Но когда политические проекты не подкреплены экономической мощью, они обречены на гибель и распад, считает эксперт.

Авторы: Антон Переплетчиков, Сергей Тихонов