Коттеджные поселки впервые получат свой правовой статус
Коттеджные поселки предлагается вывести из правовой тени: готовятся инициативы, детально прописывающий для них правовой режим. Подробные рекомендации, как наладить жизни в коттеджных поселках, подготовил Совет при президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, возглавляемый Павлом Крашенинниковым.
Миллионы граждан мечтают жить на своей земле. А коттеджные поселки предлагают человеку, что называется, мечты под ключ: и дом, и земля, и небольший мир вокруг. Со своей атмосферой. Поэтому большие города сегодня обрастают коттеджными поселками. Только в Московской области таких - несколько тысяч.
Однако на деле получается не совсем радужная картина. Коттеджные поселки оказались в правовом смысле поселками-невидимками. Эксперты бьют тревогу: жизнь в таких поселках зачастую превращается в ад. Все из-за того, что масса правовых вопросов не урегулирована. Жители либо попадают в кабалу правлению и платят бесчисленные взносы неизвестно за что, но - в крупном размере. Или коротают дни в бесконечных конфликтах с соседями. Вплоть до драк.
"Регулирование отношений между собственниками домов в поселках - очень важная и нужная инициатива, которая повлияет на сотни тысяч людей. Это обязательно должно быть сделано, но с учетом всех тех замечаний, что высказал Совет", - сказал "РГ" Павел Крашенинников.
Он напомнил, что еще в 2007 году Госдумой был принят в первом чтении законопроект о малоэтажной жилищной застройке. Однако инициатива не получила дальнейшего развития.
Сейчас Совет при президенте рассмотрел законопроект "О жилых комплексах, управлении общим имуществом жилых комплексов". "По мнению Совета, данный проект предусматривает ряд важных положений, которые действительно смогли бы способствовать решению существующих проблем. Тем не менее, в значительной части он требует как концептуальной, так и юридико-технической доработки", - отметил Павел Крашенинников.
В частности, эксперты предложили распространить на собственников домов в коттеджных поселках нормы, регулирующие отношения между собственниками помещений в многоквартирных домах.
Также, как отмечает Павел Крашенинников, проектом не установлен перечень обязательной документации по планировке территорий при строительстве жилого комплекса.
"Совет считает, что необходимо четко сформулировать перечень общего имущества коттеджного поселка на стадии формирования документации по планировке территорий", - сказал он. В целом даны широкие рекомендации, которые должны стать ориентиром для разработчиков будущего закона.
В том числе: как выбирать органы правления, как выстраивать взаимоотношения с местными властями и т.д.
Управляющие компании в большинстве своем стараются обслуживать только очень большие коттеджные поселки. В противном случае им это становится невыгодно. И ценник в таких коттеджных поселках, в частности, в Подмосковье начинается с 35-50 тысяч рублей в месяц. Что для абсолютного большинства собственников - почти неподъемная сумма.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в планах правительства всячески расширять малоэтажное строительство.
Такие коттеджи в самое ближайшее время должны появиться для многодетных семей, для молодых семей и так далее... А это значит, что проблемы таких поселков будут только множиться, если законодатели не предложат поправки в ныне действующие нормы, в которых в настоящее время таких поселков практически не существует.
А регулирования требуют буквально все вопросы, которые касаются жизни семей в коттеджных поселках. Так, проблемными остаются вопросы общего имущества коттеджных поселков. Оно, правда, далеко не во всех поселках есть. В понятие общего имущества входят в первую очередь коммуникации поселков - свет, газ, водопровод и канализация. Поселков, где эти вопросы урегулированы, - единицы. В большинстве же поселков коммуникации принадлежат кому угодно - то ТСЖ, то управляющей компании, то собственникам, которые умудрились оформить их на себя, не всегда законным способом. И у каждых свои требования и свой ценник.
Не менее болезненной для граждан остается проблема земли, на которой стоит поселок. В одних поселках она вся муниципальная. В других - находится в частной собственности, в третьих - принадлежит и муниципалитету, и собственникам. И это также вызывает конфликты и прочие острые ситуации.
Безусловно, один из возможных вариантов наладить жизнь в таком поселке, чтобы она была комфортной и по карману большинству проживающих там граждан, - это когда общим имуществом управляют сами собственники, которые в таких поселках живут. Таким управляющим лучше всех известно, сколько для подобных мест необходимо дворников, электриков, сантехников. Когда вывозить мусор и сколько для него надо контейнеров. Когда и как надо ремонтировать общее имущество. И таких управленцев очень сложно найти, а спрос на них немаленький.
Выбрать самого грамотного среди жителей поселка также проблемно - ведь управление сложным хозяйством требует от человека определенных навыков. А этому у нас пока нигде не учат. Именно поэтому возникший дефицит заполняют управляющие без специального образования, ведущие бухгалтерию поселка без уплаты налогов, положенных отчислений.
В общем, как выражаются юристы, управляющие поселками работают "втемную". А это рано или поздно заканчивается очень большими проблемами для жителей.
Важным остается вопрос взаимоотношения таких поселков с местными властями. В редчайших случаях государственные органы знают о том, что беспокоит жителей закрытых поселков, какие у них заботы и проблемы, и работают с такими поселками.