Формальной причиной отстранения от дел, по словам Зеленского, стало якобы возмутительное количество "предателей" в рядах СБУ и офиса генпрокурора. Ровно 651 дело расследуется против них по признакам государственной измены и "коллаборационной деятельности", а 60 человек остались на освобожденных союзными войсками территориях и сотрудничают с новой властью. Терпеть такое Зеленский не может, и поэтому отстраняет своего друга детства, одноклассника, соседа по подъезду и директора студии "95-й квартал" Баканова по статье 47 дисциплинарного устава ВСУ: "Неисполнение служебных обязанностей, повлекшее тяжкие последствия".
Венедиктова же отстранена потому, что президент может себе это позволить - по закону "О правовом режиме военного положения".
Демотивирующие рассказы об изменниках в рядах СБУ могли бы удовлетворить аудиторию Зеленского, если бы Баканов не стал "токсичной фигурой" еще до начала СВО. Коррупционные скандалы, рейдерство, связи с контрабандистами, отмывание преступных средств - лишь малая часть скандалов, в которых фигурировал друг Зеленского с момента своего назначения на должность в 2019 году. Не проявил он себя истинным патриотом и защитником Украины, когда в феврале сбежал в Германию и до апреля не появлялся на рабочем месте. В июне же в Сербии был арестован за контрабанду его друг и "кошелек", начальник управления внутренней безопасности СБУ генерал Андрей Наумов с 20 миллионами долларов. Наконец, украинская спецслужба и ее глава называются операторами перепродажи западной военной "помощи".
Ничего из перечисленного не могло поколебать детскую дружбу до вечера воскресенья, поэтому предположим, что рухнула она не без помощи из Вашингтона. Косвенным подтверждением можно считать слова Зеленского о необходимости назначить главу Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), произнесенные в том же обращении, сразу после разноса главы СБУ и генпрокурора. Дело в том, что в Киеве с прошлого лета затягивали процедуру назначения главы САП - управляемого напрямую из посольства США органа и инструмента влияния. Одобренная в Вашингтоне кандидатура главы не устраивала Зеленского, вступление в должность тормозилось административно и через судебные процедуры, и это стало дежурным камнем преткновения в американо-украинских отношениях. Ситуация вокруг САП зависла с началом СВО, но очень показательно разрядилась одновременно с отставкой Баканова, что указывает на "пакетное", комплексное решение сразу нескольких проблем.
Немаловажна для понимания интрига вокруг главы президентского офиса, и в последнее время самого близкого к Зеленскому человека, буквально его последней связи с реальностью - Андрея Ермака. С одной стороны, этот деятель давно вел игру против Баканова, стремясь отодвинуть его от шефа и раздувая скандалы вокруг руководства СБУ, а с другой - он сам стал объектом критики в США. Дошло до заочной перепалки с сенатором Викторией Спартц, которую подчиненные Ермака обозвали в ходе дискуссии "идиоткой". Она в ответ написала кляузу непосредственно Джозефу Байдену, где требовала разобраться с провинциальным царедворцем. И похоже на то, что ради разрядки напряженности с хозяевами Зеленский был вынужден обменять Баканова и САП на Ермака, без которого он чувствует себя как без рук. Хотя недоброжелатели полагают, что это сам Зеленский находится в руках своего управляющего, и тот специально играл на обострение с Вашингтоном, чтобы поставить их общую марионетку перед сложным выбором.
Что касается Венедиктовой, то ее уход, вероятнее всего, стал моральной компенсацией самому Зеленскому, давно недовольному ее работой, а именно - отсутствием продвижения по делам против политических соперников, в первую очередь Петра Порошенко. Не на пользу генпрокурору пошла и порочащая деловая связь с экс-главой МВД Аваковым.
Примечательно, что Баканов и Венедиктова не отправлены в отставку через парламент, как того требует конституционная процедура, а именно отстранены по законам военного времени на период проверки их деятельности. Вполне возможно, что она не повлечет за собой печальных выводов и Баканов просто уедет в Лондон, к заранее выведенным средствам и недвижимости. И это последнее, что может Зеленский сделать ради детской дружбы.