Ставка в основном на молодых педагогов. Они умеют говорить с ребятами на "одном языке", причем, на любые темы - от взаимоотношений между сверстниками до политической обстановки в стране и мире. В чем-то эта должность похожа на должность пионервожатого, который становился для школьников идейным другом. Между тем в школах к новации относятся по-разному.
- Самое уязвимое звено в воспитании - с шестого по восьмой класс, - рассказывает директор гимназии N6 "Горностай" Новосибирска Ирина Путинцева. - Подростки проводят много времени в интернете и им свойственно свободно выражать свое мнение. Это, безусловно, важно, и мы не можем диктовать: "не читай", "не смотри", "не делай". С детьми в этом возрасте такой подход не работает. И вот тут как раз и нужны наставники, старшие друзья. Работа советников не будет пересекаться с обязанностями школьного психолога, как думают некоторые. Психолог нужен тогда, когда ребенку плохо и ему надо поговорить о своих проблемах. А мы говорим об активной деятельности: проведении квестов, фестивалей, волонтерстве.
В число пилотных регионов, где ставка советника по воспитанию была введена еще в марте прошлого года, вошла Сахалинская область. А Ольга Хохрина стала одним из первых советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями - в школе N 32 Южно-Сахалинска.
- Заместителю директора по воспитательной работе стало намного легче, потому что часть направлений взяла на себя я как советник, - делится Ольга. - Чувствую, что есть поддержка от коллег. Я занимаюсь внеурочной деятельностью в детских объединениях, которые созданы непосредственно в школе, - например, в отделении Российского движения школьников. Тесно работаю с "Юнармией", дружиной юных пожарных. Недавно организовала школу блогеров, начинаем с ребятами развивать медиацентр. Важный момент: советник работает в непосредственном контакте с социальным педагогом, мы стремимся занять интересным делом стоящих на учете "трудных" детей.
А вот директору школы села Первомайское Тындинского района Амурской области Наилю Заляеву советник по воспитательной работе не нужен.
- Мой педагогический стаж - 33 года. Есть заместитель по учебно-воспитательной работе и заместитель по воспитательной работе с детьми. Кроме того, каждый педагог в школе - это воспитатель. Зачем вводить еще одну штатную единицу, - рассуждает директор. - Возможно, в больших городах, где в школах много параллелей в классах, много детей, такая должность и нужна. Но это вряд ли касается небольших школ, как, например, наша, где учится всего 99 ребят.
По мнению Заляева, в школах нужна должность заместителя или советника по научной работе. А еще не хватает учителей технологии, которые бы учили работать "руками".
- Робототехника и ей подобные дисциплины, которые сейчас входят в уроки технологии, - это хорошо, но куда годится, если одиннадцатиклассник не знает, как работать с рубанком? - говорит Заляев.
Заместитель по воспитательной работе - это и есть советник по воспитанию. Такого мнения придерживается и директор школы N 112 Ростова-на-Дону Евгений Галдаев.
- Странно, что человек без квалификации будет давать советы директору, чтобы тот отдавал распоряжения своему заместителю, - комментирует Галдаев, имея в виду молодой возраст новых сотрудников школ. - Ведь именно замдиректора по воспитательной работе заранее планирует и внеурочную работу, и мероприятия по различным направлениям: нравственно-патриотическому, правовому, эстетическому воспитанию. Он же - в постоянном контакте с правоохранительными учреждениями. Есть у нас и старшая вожатая - очень важное звено, непосредственный организатор внеурочной детской жизни, досуга, внеклассных мероприятий и праздников. Как в эту цепочку впишется советник и зачем, мне пока непонятно.
В Президентском физико-математическом лицее N239 Санкт-Петербурга, который неизменно входит в ТОП-10 самых лучших школ страны, должность помощника директора по воспитательной работе пока не введена. Директор лицея Максим Пратусевич считает, что в ближайшее время она и не появится.
- Никаких революций это начинание не принесет, но его можно использовать во благо, - говорит директор. - Открытым остается вопрос возрастного ценза для новых школьных работников. С одной стороны, инициатива с самого начала предполагает, что должность - для молодых. С другой стороны, статья 64 Трудового кодекса РФ прямо запрещает какое бы то ни было ограничение прав при заключении трудового договора, в том числе в зависимости от возраста.