Цены на машины с двигателями внутреннего сгорания в Европе вырастут на 3-5 тысяч евро
Впрочем, пересаживаться на электрокары жителям Евросоюза, похоже, придется в любом случае и практически в принудительном порядке, несмотря на существующую теоретически альтернативу в виде так называемого электротоплива. По его поводу в Евросоюзе и Германии в последнее время велись довольно жаркие споры. Название в данном случае не должно вводить в заблуждение - электротопливо представляет собой синтетический бензин, производимый из воды и углекислого газа с помощью "зеленого" электричества. Безэмиссионным такое топливо не является - при его сгорании, так же как и в случае обычного бензина, происходит выброс CO2. Однако этот выброс, если использовать современную климатическую лексику, нейтрален, поскольку тот же самый CO2 при производстве электротоплива улавливается из атмосферы.
В конце июня Совет ЕС допустил, что после вступления в силу в 2035 году запрета на регистрацию новых легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) для автомобилей, работающих на электротопливе, сделают исключение. На таком решении настаивала в первую очередь одна из трех правящих сейчас в Германии партий - СвДП. Для нее это была хорошая возможность продемонстрировать свое внимание к мнению избирателей, а заодно подыграть немецкой автомобильной промышленности. Немцы в большинстве своем не слишком восторженно относятся к идее полного отказа от ДВС - традиционный мотор, пусть даже и работающий на синтетическом топливе, для них привычней. И при выборе между электромобилем и автомобилем на электротопливе две трети жителей страны предпочли бы последний.
Принятое решение СвДП, естественно, представила как собственную большую победу. "Чем больше у нас будет технологических возможностей, тем увереннее мы достигнем климатической нейтральности. Поэтому идеологически недальновидно захлопывать дверь для синтетических видов топлива, запрещая полностью двигатели внутреннего сгорания", - заявил по итогам Совета ЕС генеральный секретарь партии Биджан Джир-Сарай. Вскоре, однако, выяснилось, что за свою победу немецкие свободные демократы по ошибке приняли то, что на самом деле является поражением.
По мнению издания Politico, СвДП не придала должного значения формулировкам в итоговом решении совета, относящимся к использованию электротоплива. А между тем они практически полностью исключают его использование. На практике сделанное исключение будет распространяться только на производителей, выпускающих специализированные автомобили в количестве не более тысячи штук в год, это могут быть, например, дорогие лимузины или спорткары, но никак не автомобили для массового потребителя. "Они не понимают правил игры. Их просто обманули", - приводит издание слова анонимного автомобильного лоббиста и указывает, что обвели вокруг пальца Свободных демократов "Зеленые", которые гораздо лучше разбираются в нюансах климатической повестки.
Правда, немецкая промышленность тоже не была в большом восторге от развернутой СвДП активности. Отношение автоконцернов к перспективам электротоплива неоднозначное. Компания Porsche, например, считает его весьма перспективным, по крайней мере для использования на своей 911-й модели, и даже вложилась в масштабный проект производства синтетического бензина в Чили. Схожего мнения придерживается и концерн BMW. В то же время глава Audi Маркус Дюсман вместо открытости всем технологиям требует "технологической ясности" - его компания, так же как и Volkswagen, уже практически однозначно нацелилась на переход к производству электрокаров, а выпуск автомобилей с ДВС в 2030-х годах планирует сохранить только на своих китайских заводах.
Сохранят ли немецкие концерны к тому моменту доступ на китайский рынок, учитывая постепенно накаляющиеся отношения между Западом и Китаем - отдельный вопрос. Так же как и то, откуда Евросоюз будет брать сырье для аккумуляторов, которые в скором времени ему, очевидно, понадобятся в очень большом количестве. Собственные проекты добычи и переработки лития в Европе есть, но пока его основным поставщиком на мировом рынке остается все тот же Китай. "Из-за свой догматической зацикленности на электромобилях ЕС ставит себя в еще большую зависимость чем раньше", - говорит в интервью газете Augsburger Allgemeine генеральный секретарь экономического совета немецкой партии ХДС Вольфганг Штайгер. Ко всему прочему, по словам Штайгера, когда дело дойдет до перевода на электричество грузовых автомобилей, возникнет еще одна проблема: из-за низкой мощности аккумуляторов по сравнению с ДВС, грузоподъемность техники снизится, потребуется больше машин, для которых нужны будут еще и новые маршруты - чтобы хватило заряда добраться до места назначения.