Почему из истории вычеркивали имя создателя Т-72
21 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Леонида Николаевича Карцева. Он был выдающимся конструктором и возглавлял КБ Уралвагонзавода, сегодня - Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (оба - в составе Концерна УВЗ входят в Госкорпорацию Ростех) с 1953 по 1969 год. На УВЗ отметили юбилей человека, который вывел Уралвагонзавод в мировые лидеры танкостроения и создал предпосылки для того, чтобы именно УВЗ стал законодателем танковой моды в XXI веке. И при этом из истории отечественного танкостроения был, по сути, вычеркнут.
А ведь период 16-летней деятельности КБ под руководством Карцева, по мнению исследователей, оказался самым продуктивным в нижнетагильском танкостроении. За это время было спроектировано, построено и испытано 26 новых образцов бронетанковой техники и вооружения, 9 приняли на вооружение Советской армии. То есть наши Вооруженные силы каждые два года получали новый образец бронетехники. Всего по проектам, созданным под руководством Карцева, построено более 100 тысяч танков.
Различные образовательные и памятные мероприятия в честь юбилея Леонида Карцева проходят на УВЗ в течение всего года. Выставочный комплекс Уралвагонзавода и УКБТМ организовывают круглые столы, квизы, тематические экскурсии и уроки, дни науки и техники для сотрудников предприятия и школьников Нижнего Тагила - всего более 20 мероприятий. На одном из них ведущий художник-конструктор УКБТМ Александр Габаев передал в коллекцию музея портрет Карцева: он изобразил Леонида Николаевича на фоне заводского испытательного полигона, по которому едет танк Т-62.
- Леонид Николаевич - выдающийся главный конструктор советских бронемашин, внесший неоценимый вклад в развитие уральской школы танкостроения. Биография Леонида Николаевича, как человека одаренного, целеустремленного и неординарного - яркий пример для воспитания подрастающего поколения, влюбленного в технику, - отметил генеральный директор - главный конструктор АО "УКБТМ" Андрей Терликов.
Его слова дополнил и.о. главного инженера Уралвагонзавода Владислав Андронов:
- Главный конструктор должен опережать свое время, опережать технический уровень развития производства и специалистов. Задавать тренды для создания новых изделий. Таким человеком и конструктором был Леонид Николаевич Карцев. Он был достойным представителем поколения первых, которые создавали величайшие образцы техники.
Леонид Николаевич Карцев родился 21 июля 1922 года в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Закончил среднюю школу в 1939 году и поступил в Ивановский энергетический институт. Для крестьянских детей того времени верхом образования почти всегда была семилетка. Просто надо было работать и помогать семье, а не просиживать штаны за партой - так считали их родители.
Но когда семнадцатилетний Леня поступил в институт, им стала гордиться не только семья, но и все село. Увы, сразу инженером он не стал. Началась Великая Отечественная.
После второго курса Леонида Карцева, которому было всего 19 лет, призвали в армию и направили в танковое училище в Саратове. Его он с отличием окончил в 1942 году. Воевал в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии.
Победу гвардии капитан Л.Н. Карцев встретил под Берлином в должности командира роты технического обеспечения. Было ему тогда неполных 23 года. Технарей не особо баловали боевыми наградами. Тем не менее Карцев был удостоен ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I степени, высоко ценимой фронтовиками медали "За отвагу".
Но главное - он остался жив и хорошо изучил все образцы отечественной бронетехники и той, что поставлялась по ленд-лизу, не считая трофейной немецкой. В 1949-м году он с отличием окончил инженерный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск им. И.В. Сталина. В числе пятнадцати выпускников золотой медалист получил распределение в Нижний Тагил на знаменитый Уралвагонзавод.
В 1953 году Леонид Николаевич возглавил конструкторское бюро этого предприятия. На момент вступления в должность главного конструктора ему еще не исполнился 31 год! Но его сразу приняли как руководителя в высшей степени профессионального.
Он был убежден и убедил всех своих коллег, что концепция нового танка должна создаваться не ради новизны, а для современных и перспективных боевых действий. И это ему удалось реализовать на практике.
Можно предположить, что именно в годы войны Леонид Николаевич впитал буквально с кровью главный принцип своей будущей конструкторской работы - симбиоз эффективной поражающей мощи бронетехники с максимально возможной защитой "живой силы", которая была для него не абстрактным понятием, не цифрой в оперативно-тактических планах, а конкретным, живым человеком.
Карцев руководил созданием многих объектов. Это, например, Т-55 различных модификаций, Т-62, малоизвестный истребитель танков ИТ-1 "Дракон" и Т-72, главным конструктором которого назван другой человек, впрочем, весьма достойный танкостроитель. Но инициатором проектирования и его первым руководителем был все-таки Карцев, который детально проработал один из самых знаменитых танков нашего времени.
Однако любимым его детищем стал Т-62. Это действительно была уникальная во всех отношениях машина.
От как бы базовой модели - танка Т-55 он отличался более изящной, как отмечали танкисты, башней и главное - гладкоствольной пушкой. Но по сути был машиной совершенно иного уровня.
Первоначально новый танк планировалось вооружить 100-мм нарезной пушкой. Но уже к концу 1950-х стало очевидно, что советские нарезные орудия зачастую оказываются не способны пробить броню тогдашних американских и британских танков. И Карцев принял поистине революционное решение. Он предложил срезать нарезку ствола в общем-то неплохой пушки, сделав ее гладкоствольной с калибром 115-мм. И это дало фантастический результат. Если у нарезной пушки скорость классического бронебойного снаряда была около 1000 м/с, то у гладкоствольной скорость подкалиберного снаряда превысила 1600 м/с. Дистанцию в один километр он пролетал мгновенно, пробивая броню всех лучших на то время танков в мире. Удивительно, но баллистика гладкоствольной пушки оказалась даже лучше, чем нарезной, хотя такого как бы быть не может в принципе. Тем не менее опытные наводчики попадали неуправляемыми снарядами из Т-62 в реальную цель размером метр на метр на дальности в четыре километра.
Был случай, когда на такой дальности командир Т-62 уничтожил оператора ПТУРС - члена одной из экстремистских группировок, безнаказанно сжигавшего российские танки из своего укрытия в горах.
Гладкоствольная пушка на танке впервые в мире появилась в СССР в 1959 году - на Т-62. Называлась она У-5ТС "Молот". Сейчас все основные танки мира имеют только гладкоствольные орудия.
Впервые на отечественных танковых пушках был установлен эжектор - устройство, способствующее удалению пороховых газов из канала ствола. И впервые был применен автоматический выброс отстрелянных гильз из башни через специальный лючок. Все это значительно уменьшило загазованность боевого отделения при интенсивной стрельбе.
Т-62 оказался очень мощной и очень простой в управлении и обслуживании машиной. Поэтому-то в строю танк остается по сей день.
Например, в армии Алжира - их сотни. Часть этих танков переоборудуют в машины огневой поддержки. С них снимают тяжелые башни с пушками и ставят российский модуль "Бережок". Он оснащен 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ, автоматическим 30-мм гранатометом АГ-17, и четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами "Корнет", защищенными броневым чехлом. Огневая мощь - ураганная. Впервые эту боевую машину представили на грандиозном военном параде по случаю 60-летия провозглашения независимости от Франции в столице страны, которая тоже носит имя Алжир, 5 июля этого года. Советский танк Т-62 с российским боевым модулем "Бережок" в алжирской интерпретации стал настоящей сенсацией парада.
В последующем Т-62 неоднократно модернизировался, он получал усиленное бронирование, оснащался системами активной и динамической защиты. Серийно выпускался с 1962 по 1973 год. Сообщалось, что всего в СССР было произведено около 20000 таких машин различных модификаций.
На вооружении отдельных частей Российской армии он стоит до сих пор - то есть уже 60 лет!
В конце 1960-х годов Л.Н. Карцев активно работал над совершенно новым танком второго послевоенного поколения - "объектом 172", ставшим потом тем самым Т-72. Так почему же имя Карцева никак не связывают с этой машиной?
Объяснение одно - человеческая и чиновничья подлость.
В 1968 году возник конфликт между директором Уралвагоназвода и новыми руководителями профильного министерства. Карцева, как самого уважаемого на УВЗ человека, вызвали в Москву в очень высокие кабинеты. И сказали, что старого директора уволят, а вот кого назначать - не знают. Кого бы посоветовал Леонид Николаевич?
Трудно сказать почему, но он предложил на должность руководителя УВЗ человека, бывшего тогда заместителем директора по коммерческой деятельности. Его и назначили. Новый менеджер, не проработав на своем посту и нескольких месяцев, еще более непонятно почему ополчился на Карцева. Он категорически выступил против реализации "объекта 172", назвав это стратегической ошибкой. Коммерсант определил стратегию танкостроения? Карцев, естественно, не согласился с ним. Главный конструктор обратился с письмом в ЦК КПСС. Его там не поддержали. А в августе 1969 года уволили "по собственному желанию" с поста Главного конструктора, но не из армии.
Вполне возможно, вмешалась большая политика с украинским оттенком. Будущий Т-72 рассматривался прямым конкурентом харьковского Т-64. И, хотя "шестьдесятчетверка" оказалась машиной пусть и прорывной по своей идеологии, но явно недоработанной и даже слабой, ее усиленно двигали в войска.
В Москве генерал-майора Карцева назначили на должность заместителя председателя научно-танкового комитета Главного бронетанкового управления. В Нижнем Тагиле все это время шли неспешные работы над "объектом 172", который спроектировал Карцев, о котором же, пользуясь своей должностью, он везде говорил, что танковым войскам нужен именно Т-72, а не Т-64.
В 1973 добился своего - Т-72 приняли на вооружение. В том же году генерал-майора Л.Н. Карцева уволили из армии и отправили на пенсию. В полном расцвете творческих и физических сил. Мало того, что уволили, имя его постарались вычеркнуть из истории отечественного танкостроения.
В 1974 году за разработку Т-72 группа лиц, многие из которых не участвовали в создании этого танка, а то и откровенно мешавшие работе над ним, как, например, директор УВЗ, спровоцировавший увольнение Карцева, получила звание лауреатов Государственной премии СССР. А создателей уникальных узлов и механизмов Т-72 - Л.А. Вайсбурга, Ю.А. Ковалева, С.П. Петракова в списке лауреатов не оказалось. Как, впрочем, и самого Карцева, который как человек, имевший прямое отношение к проектированию этой машины, не упомянут ни в одном официальном документе. Этим фактом тогда возмущались все специалисты, имевшие отношение к танкостроению.
Кстати, того директора УВЗ вскоре после присуждения ему госпремии уволили за многочисленные неудачи и падение производства. Имя его никто не помнит и вспоминать не хочет.
В июле 2012 года Леониду Николаевичу Карцеву исполнилось 90 лет. И он был еще жив. Последний из плеяды самых выдающихся советских танковых конструкторов. Увы, никаких почестей на высшем уровне он, ветеран Великой Отечественной, удостоен не был. Зато земляки его помнили и помнят.
В декабре 2012 года на его родине, в селе Скомово Ивановской области ему торжественно открыли прижизненный памятник - танк Т-62, установленный на постаменте.
13 апреля 2013 года сердце Леонида Николаевича Карцева остановилось. Нынешние руководители Уралвагонзавода поступили очень достойно, вспомнив имя этого человека в день его векового юбилея и посвятив ему многочисленные памятные мероприятия.