Льготные автокредиты вернулись: условия улучшены, выбор сокращен
Государство спешит на помощь
Российский авторынок, кажется, нащупал дно, и для его дальнейшего восстановления власти запустили программы стимулирования спроса. Так, недавно россиянам вновь стали доступны льготные автокредиты, по которым можно получить скидку от государства на покупку нового автомобиля.
Воспользоваться госпрограммой могут семьи с одним и более несовершеннолетними детьми, медицинские работники и учителя, покупатели первой в своей жизни машины, а также автовладельцы, которые сдадут в трейд-ин имеющееся у них транспортное средство старше шести лет (при условии, что они владели им не менее года). При этом условия получения субсидируемого автокредита в 2022 году выгодно изменились: скидка на первоначальный взнос выросла вдвое - до 20% от стоимости автомобиля, а максимальная цена приобретаемой машины увеличена с 1,5 миллионов до 2 млн рублей.
По мнению директора департамента розничного автокредитования "Росбанк Авто" Алексея Бородавина, решение об увеличении размера субсидии до 20% принималось исходя из ожиданий, связанных с уровнем текущего покупательского спроса и объемом ожидаемого производства.
Повышение верхней ценовой границы до 2 млн рублей, как и ранее, обусловлено удорожанием техники, добавляет, в свою очередь, генеральный директор компании "Газпромбанк Автолизинг" Лилия Маркова.
"Государственные программы льготного автокредитования всегда были хорошим стимулом продаж новых машин. Поэтому в 2022 году их действия направлены еще и на это - поддержать авторитейл в условиях низких продаж. И в то же время дать россиянам возможность приобрести новый автомобиль после рекордного роста цен в 2022 году", - отмечает технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.
В списках не значатся
Между тем, перечень автомобилей, доступных по льготным кредитам, заметно сократился, несмотря на повышение ценового барьера. Дело в том, что из госпрограммы были исключены все иномарки российского производства, хотя, казалось бы, скидка именно на них из-за роста цен пришлась бы покупателям кстати.
С моделями Renault такое решение вполне понятно: французская марка ушла из России и сейчас дилеры распродают остатки выпущенных ранее машин. А вот исключение из "льготников" Hyundai и Kia, а также Volkswagen и Skoda вызывает вопросы, ведь эти марки о намерении уйти из нашей страны не заявляли. И хотя их локальное производство из-за нехватки комплектующих сейчас приостановлено, льготные кредиты, как известно, распространяются на автомобили, выпущенные не ранее декабря 2021 года, а значит машины, которые еще есть в наличии у дилеров, могли бы принять участие в госпрограмме.
Недоступна по ней и продукция китайского Haval - единственного из иностранных производителей, продолжающего полноценный выпуск автомобилей в России. И дело не в том, что его самая доступная модель - компактный кроссовер Jolion - стоит сейчас немногим дороже 2 млн рублей, ведь в теории цену можно было бы и снизить, например, за счет упрощения комплектации. Проблема в другом - продукция Haval на сегодняшний день не удовлетворяет требованиям госпрограммы по локализации производства, а исключения для компании из Поднебесной в правительстве делать не стали.
"Попадание Haval в список субсидируемой техники в будущем вполне вероятно. Ни о какой конкуренции с исконно российскими предприятиями при этом речи не идет - продукция китайской марки выступает в ином ценовом сегменте и предлагает иной модельный ряд", - рассуждает Лилия Маркова.
По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Андрея Терлюкевича, сейчас многие модели, не превышающие по стоимости 2 млн рублей, недоступны в России, но программы господдержки рассчитаны до конца года - возможно, ситуация изменится.
Выбор невелик
Пока же по льготным кредитам доступны только автомобили отечественных марок: Lada, УАЗ и ГАЗ. Очевидно, что львиную долю в рамках госпрограммы займет продукция АвтоВАЗа, ведь она целиком представлена в легковом сегменте, а вот коммерческие модели УАЗа и ГАЗа традиционно более востребованы по льготному лизингу. Правда, в настоящее время тольяттинский завод выпускает лишь две модели - Lada Granta и Niva Legend в упрощенных комплектациях, однако на очереди - универсал Largus и внедорожник Niva Travel, которые, как ожидается, также станут доступны со скидкой от государства.
Согласно оценкам Минпромторга, в 2022 году в рамках программы льготного кредитования должно быть реализовано не менее 50 тысяч автомобилей. Вопрос - смогут ли производители обеспечить рынок необходимым количеством машин, ведь проблемы с поставками комплектующих до конца пока не решены.
Как говорит Лилия Маркова, сомневаться в востребованности госпрограммы не приходится, ведь покупателям компенсируют внушительную часть затрат на приобретение автомобиля.
А вот Максим Рязанов считает, что с учетом дефицита продажи по госпрограмме могут оказаться гораздо меньше запланированного. Поэтому досрочного прекращения выдачи льготных автокредитов, как это было в прошлые годы, на этот раз опасаться не стоит - скорее всего, они будут доступны до декабря 2022 года.