"А смог бы я"?: За что сегодня сражаются защитники Брестской крепости
"А смог бы я"?: За что сегодня сражаются защитники Брестской крепости
Сейчас даже не верится, что довольно долго после окончания войны этого музея рядом с госграницей не было. Потребовались усилия разных людей - от писателя Сергея Смирнова до руководителей союзной республики Белоруссия и музейных подвижников, - чтобы отыскать на великих просторах СССР оставшихся в живых защитников цитадели, по крупицам восстановить всю картину этого подвига, затем на месте руин создать грандиозный мемориальный комплекс, и теперь этому музею нет равных - ни по масштабам, ни по эмоциональному воздействию, которое он оказывает на всяк входящего.
Будь моя воля, я бы законодательно обязал каждого гражданина России и Беларуси хотя бы один раз привезти в Брест своих детей, чтобы вместе с ними пройтись по фортам и бастионам, выслушать удивительную историю человеческой стойкости, своими глазами увидеть выщербленные пулями и осколками стены и затем пронести это через всю оставшуюся жизнь. Такие эпизоды просвещают и воспитывают лучше любых учебников и наставлений.
И сегодня у Брестской крепости есть свои защитники. Это работники музеев, их более полутора сотен, они и сейчас каждый день ведут свою битву за сохранение памяти.
Я уже не первый раз был в крепости и опять испытал приятное удивление - от того, как грамотно, с какой любовью к воинам и уважением к истории, без вранья, передергиваний и барабанного боя все здесь устроено.
Можно рассматривать форты, редуты и экспонаты, а можно - лица этих людей, сегодняшних защитников, хранителей памяти. Впечатляет и то, и другое.
Ученый секретарь мемориального комплекса Лариса Бибик почти сорок лет отдала служению крепости. Сейчас она руководитель, но все равно постоянно водит экскурсии, называет себя "играющим тренером".
- Для меня это важно - видеть наших гостей, слышать их вопросы, понимать, что их волнует.
- И что же их волнует?
- Недавно была группа школьников, и одна девочка спросила: "А что нужно для того, чтобы вот так, как защитники крепости, стоять до конца?" Я ей ответила: "Одного оружия и приказа мало, надо верить в то, что делаешь, за что сражаешься".
У нас с 1956 года заведена Книга отзывов, там тысячи записей. Я вам процитирую одну, сделанную много лет назад. "Я, ученик первого класса Володя Ляходиевский, обещаю, что, когда вырасту, буду так же защищать свою Родину". И однажды этот Володя снова к нам приехал - уже подполковник, профессиональный военный. Я уверена в том, что именно тогда, будучи мальчишкой, он получил свой главный урок и пронесет те ощущения через всю свою жизнь.
Если продолжить разговор о том, что их волнует… Конечно, у каждого в глазах вопрос: а смог бы и я стоять насмерть, как стояли солдаты 41-го? Если человек с малолетства задается подобным вопросом, значит, есть шанс, что он вырастет Защитником.
- Наверняка среди экскурсантов есть дотошные люди, которые задают вам трудные или неудобные вопросы?
- Да, уж коли ты взялся за это дело, то должен быть готов ко всяким неожиданностям. Спрашивают, отчего Гитлер застал нашу армию врасплох. Интересуются Пактом о ненападении, заключенном между СССР и Германией в 1939 году. Задаются вопросом, почему в первые месяцы с нашей стороны было так много пленных. Приходится объяснять, ссылаться на документы, приводить исторические факты.
- Какой турист для вас - самый плохой?
- Тот, который пришел сюда только для того, чтобы "сфоткать" себя любимого на фоне развалин. К сожалению, и такие бывают. Но все же гораздо больше других. У нас некоторые гости слез не могут сдержать в ходе экскурсии. Да и у гидов голос начинает дрожать.
- Гидам ежедневно приходится говорить одно и то же. Невольно зачерствеешь…
- Верно, маршруты экскурсии одни и те же. Но если сотрудник относится к своему делу творчески, то, как правило, всегда возникает диалог, обратная связь с группой. Москвичам мы расскажем о тех героях, которые были призваны на службу из столицы, внимание женщин обратим к женам защитников, если в группе военные, то объясним, какое оружие и снаряжение было использовано в тот период. Хороший гид - и режиссер, и актер, и психолог, и историк.
- Я обратил внимание на то, что все ваши экспозиции выполнены без ложного пафоса, с очень строгим отношением к деталям той правды, которая все дальше и дальше уходит от нас в прошлое…
- Это так. Мы стараемся делать все возможное, чтобы наш посетитель оказался в диалоге с историческими событиями, чтобы его ум, душа и сердце откликнулись на них.
- Как все это воспринимают иностранные гости?
- Когда Германия была разделена, то к нам часто приезжали туристы из ГДР. Слушали внимательно. Но я всегда ощущала: мне лучше, чем им. Потом ветераны вермахта поехали, один из них передал нам черно-белые фотографии, сделанные им сразу после боев в Бресте, в августе 41-го. Мы с ним долго переписывались. Туристы из США - эти не всему рассказанному верят, им кажется, что человек не в состоянии сражаться так долго. Говорят: "Вам КГБ запрещает говорить правду".
- Одна из экспозиций посвящена у вас писателю Сергею Сергеевичу Смирнову, благодаря которому мир узнал о героях и который добился, чтобы те из них, кто побывал в немецком плену, были уравнены в правах с другими ветеранами Великой Отечественной. И хорошо, что вы проследили за цепочкой отец-сын, отметили заслуги кинорежиссера Андрея Смирнова, среди работ которого лучший, на мой взгляд, фильм о войне - "Белорусский вокзал".
- Все Смирновы - наши старые и преданные друзья. Сыновья писателя Андрей и Константин, внуки и правнуки… Я уверена: фильм "Белорусский вокзал" получился таким пронзительным еще и потому, что еще в детские годы его создатель видел у себя в квартире ветеранов, ставших прообразами героев картины. Сергей Сергеевич и его супруга Виргиния Генриховна постоянно пускали к ним на ночлег найденных по всей стране защитников крепости.
- Кстати, остался сейчас в живых кто-то из этих защитников?
- Последним ушел воспитанник музыкального взвода Петр Павлович Котельников, случилось это 20 апреля прошлого года. В том же году в городе Шахты умер Владимир Пахомович Казьмин.
- Мемориал, как известно, начал свою работу в 1971 году и с тех пор постоянно развивался. Что нового появилось совсем недавно?
- Открыт для посещения музей в Восточном форте, который был последним очагом сопротивления, там бои продолжались до 29 июля 1941 года. Устроена большая экспозиция, посвященная фортификационным сооружениям, их истории и применявшимся технологиям. Создаем музейно-образовательный центр, ориентированный на детей.
- Вы работаете круглый год без выходных и, наверное, за все эти десятилетия в крепости не было ни одного дня без посетителей, без экскурсий. То есть в этом смысле все хорошо?
- Нет, не все. Я уверена: надо вернуть практику советских лет, когда в Брест из разных городов Союза приходили туристические поезда. Тогда в год мы имели до миллиона посетителей, а теперь их четыреста тысяч.
Наш регион разумно сделать туристической Меккой для Союзного государства, ведь по соседству с мемориалом, всего в часе езды, находится знаменитый и тоже не имеющий аналогов природный заповедник Беловежская пуща. То есть одним выстрелом можно убить сразу двух зайцев: прикоснуться к подвигу героев крепости и получить удовольствие от прогулок по заповедным лесам.
Мне кажется, эту задачу вполне реально решить на федеральном уровне.
Кстати
За время существования пяти музеев Брестской крепости их посетили 26 миллионов человек. В штате мемориального комплекса "Брестская крепость - герой" сегодня 158 сотрудников.