Первые случаи массовой гибели пчел на Алтае в этом сезоне зафиксировали еще в июне. А в конце июля масштабы трагедии, по словам председателя Союза пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края Сергея Тастана, составили уже примерно четыре тысячи пчелосемей в 13 районах края.
- С учетом предстоящих обработок полей их число может достичь и десяти тысяч, - прогнозирует он. - К тому же пчелы продолжают заражать друг друга отравленной пыльцой, да и те насекомые, которые выжили после потравы, не перезимуют - погибнут. Так что общий ущерб от массового пчеломора можно будет подсчитать только следующей весной.
В четырех селах Локтевского района пчеловоды потеряли около тысячи пчелосемей. На местном сельхозпредприятии обещали обработать поля с рапсом неопасными биопрепаратами, но на деле применили против вредителей сильнодействующее вещество первого класса опасности. Как утверждает пчеловод из села Устьянка Михаил Ушков , у него не осталось ни одной живой пчелы из 20 пчелосемей, в каждой из которых в среднем до 100 тысяч полезных насекомых. А у его соседей по селу погибло по 150-200 пчелосемей.
- Мы сразу вызвали комиссию из района, но они приехали через два дня и пробы в полях на ядохимикаты не взяли, только погибших пчел забрали на анализ, - говорит пчеловод. - Теперь могу пожаловаться только в Россельхознадзор, а вот подать в суд на сельхозпредприятие и потребовать компенсацию не смогу. Как доказать его виновность, если пробы на полях никто не брал?
В региональное управление Россельхознадзора поступило уже 19 заявлений о гибели пчел на пасеках в девяти районах Алтайского края. Специалисты сейчас разбираются в каждом конкретном случае.
- На четырех агропредприятиях идут внеплановые проверки и уже выявлены нарушения, - подтвердили в ведомстве. - Сельхозпроизводители не оповещали население и пчеловодов о предстоящих обработках, применяли препараты высокого класса опасности, да еще и в неустановленное время - днем, когда пчелы на полях. Из 124 проб насекомых и растений в 80 обнаружены следы пестицидов. Но и пчеловоды не всегда соблюдают инструкции - зная, что будут химические обработки полей, некоторые не стали перевозить пасеки в безопасное место.
А что специальное мобильное приложение, которое информирует пчеловодов о предстоящих обработках полей? Почему оно не помогает спасать пчел? Как выяснилось, с января 2022 года приложение "Мобильная пасека" не работает - в нем меняют якобы программное обеспечение, и когда запустят, пока неизвестно. В Минсельхозе Алтайского края успокаивают, дескать, в регионе действуют еще несколько федеральных приложений. Только большинство пчеловодов до сих пор не научились ими пользоваться. Из семи тысяч пчеловодов лишь около двухсот умеют в них работать.
- Решить проблему массовой гибели пчел можно только согласованными действиями сельхозпроизводителей, пчеловодов и местных властей, - уверен замминистра сельского хозяйства края Михаил Чмырев. - В тех районах, где местные власти собирают аграриев и пчеловодов в начале сезона и они договариваются, как будут взаимодействовать, никаких потрав не бывает. Пчелы гибнут там, где нет порядка, где районные власти не следят за работой хозяйств, растениеводы применяют неизвестные препараты, нарушают технологию обработки полей, а пчеловоды ставят пасеки, не договорившись ни с владельцами земли, ни с фермерами.
В Союзе пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края предлагают решать проблему пчеломора более кардинально - запретить использование сильнодействующих ядохимикатов первого и второго класса опасности и переходить на биопрепараты для борьбы с вредителями. "Так мы сможем уберечь и природу, и население от вредного воздействия. Ведь эти ядохимикаты накапливаются в земле, в растениях, попадают в готовую продукцию и потом негативно влияют на здоровье людей", - подчеркивает глава Союза Сергей Тастан.