Обозреватель "РГ" отправилась из Усть-Луги в Балтийск на самом большом в России грузовом пароме

Обозреватель "РГ" отправилась из Усть-Луги в Балтийск на самом большом в России грузовом пароме

Ариадна Рокоссовская

Обозреватель "РГ" отправилась из Усть-Луги в Балтийск на самом большом в России грузовом пароме

02.08.202222:02
Ариадна Рокоссовская
С недавних пор Калининградская область связана с остальной территорией России 200-метровым автомобильно-железнодорожным паромом "Маршал Рокоссовский", способным перевозить более восьми тысяч тонн грузов. Он может работать не только на дизельном топливе, но и на сжиженном природном газе, в соответствии с самыми строгими экологическими требованиями на Балтике. Корреспондент "РГ" получила возможность узнать, как выглядит жизнь и работа этого суперсовременного судна на стратегически важной для страны переправе.

Кто не рискует, тот не бьет шампанское

О том, что первый в России двухтопливный паром будет носить имя моего прадеда - маршала Советского Союза и Польши Константина Константиновича Рокоссовского - я узнала летом 2020 года. Представители ФГУП "Росморпорт", которое является заказчиком корабля, построенного "Невским судостроительно-судоремонтным заводом" совместно с турецкой верфью Kuzey Star Shipyard, предложили мне принять участие в церемонии спуска "Маршала Рокоссовского" на воду и даже стать его крестной матерью.

Константин Рокоссовский (слева). Фото: Из семейного архива

"Крещение" кораблей - древняя традиция, которая к началу XVII века из религиозной стала светской. Уже к концу XIX века суда вместо святой воды начали поливать шампанским, разбивая бутылку о носовую часть. Конечно, присутствовать при таком обряде в его современном значении, а уж тем более принимать в нем участие - мечта любого журналиста. Но из-за пандемии коронавируса сбыться ей было не суждено. И все же надежда когда-нибудь побывать на капитанском мостике названного в честь прадеда корабля не покидала меня.

4 марта 2022 года в Ленинградской области на территории автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК) состоялась церемония поднятия на пароме "Маршал Рокоссовский" российского флага. Сразу после этого он вышел на линию "Усть-Луга - Балтийск". И теперь уже ничто не мешало мне осуществить мою мечту. Ну, или почти ничто. Дело в том, что этот паром является грузовым судном и не предназначен для перевозки пассажиров. Правда, помимо кают для 24 членов экипажа, на борту есть еще две четырехместные и две двухместные пассажирские каюты со всеми удобствами. Но они предназначены для водителей грузового автотранспорта, который перевозится на открытой верхней палубе. Так что у меня была только одна возможность попасть на борт - в качестве члена экипажа. И, благодаря редакционному заданию и благословению ФГУП "Росморпорт", я на один рейс стала моряком на "Маршале Рокоссовском".

Фото: Ариадна Рокоссовская

Держим нос по ветру

Усть-Луга - Балтийск (морской порт Калининград) - это сегодня основная для России стратегическая паромная линия в Балтийском море. Она обеспечивает поставки грузов в Калининградскую область из России и обратно, минуя территории третьих стран. Но так было не всегда. В советские времена все стратегически важные крупные морские порты находились в прибалтийских республиках. После того, как СССР прекратил свое существование, они отошли к независимым прибалтийским государствам.

29 мая 1993 г. Матросы звонят в колокола во время церемонии закладки порта. Фото: Кузьмин Валентин/Фотохроника ТАСС

В 1997 году в устье реки Луги в Кингисеппском районе Ленинградской области было начато строительство порта. В 2001 году началась его эксплуатация. Начальник службы управления движением судов (СУДС) Усть-Луга Александр Зыкин рассказал мне, почему было выбрано именно это место: "Оно очень удобное с точки зрения климатических и географических условий. Например, если взять ледовую обстановку зимой, у нас она наиболее легкая по сравнению с расположенными рядом портами. Мы редко запрашиваем крупные ледоколы, чаще используем небольшие. То есть поддерживаем проходимость судоходных путей круглый год". А уж "Маршалу Рокоссовскому" тут и вовсе раздолье - ледовый класс Arc 4 позволяет новейшему парому ходить в море при толщине льда до 0,8 метра, а значит, в условиях Балтики ему, как правило, не будет требоваться сопровождение ледокола.

В мае 2003 года в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" здесь было начато строительство автомобильно-железнодорожного паромного комплекса. До прибытия "Рокоссовского" таких паромов на линии было всего два - "Балтийск" и "Амбал". Оба построены на верфи в немецком Бремерхафене в 1984 и 1990 годах соответственно. Суда нового поколения - а вслед за "Маршалом Рокоссовским" на линии уже очень скоро должен начать ходить аналогичный паром "Генерал Черняховский" - спроектированы с учетом современных требований и существующей инфраструктуры.

Фото: Ариадна Рокоссовская

В Усть-Луге мне рассказали, что первой существенной задачей конструкторов было размещение максимального количества груза на минимальной площади, а второй - сократить продолжительность погрузки и выгрузки. "Время уменьшили за счет хитрой конструкции. На "Балтийске" и "Амбале" вагоны распределяются по палубам при помощи судового лифта. Это довольно долго. А для погрузки на "Рокоссовский" на суше формируются плети железнодорожных вагонов для одновременной накатки на грузовую палубу. Всего путей на пароме шесть, и "плети" - сцепки вагонов - закатываются на них параллельно двумя локомотивами", - пояснил мне начальник службы эксплуатации АЖПК в порту Усть-Луга Денис Матузов.

Фото: Ариадна Рокоссовская

На "Маршале Рокоссовском" может помещаться от 34 до 80 железнодорожных вагонов, до 58 грузовых автомобилей с полуприцепом. И проблемы с транзитом грузов через территорию Литвы показали, что новый паром подоспел как раз вовремя. Если перевозка грузов по железной дороге возобновилась, пусть и с дополнительными проверками, то автомобильные пути по-прежнему закрыты. На моих глазах на территорию комплекса заезжали все новые и новые автомобили.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Сегодня морской порт Усть-Луга по грузообороту - второй в России после Новороссийска. Если так пойдет дальше, кто знает, может быть, он сможет побороться и за первое место. И большую роль в этом сыграют паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", который уже спущен на воду и проходит последние испытания перед сдачей в эксплуатацию.

"Рокоссовский" и его команда

Паром подошел довольно близко к берегу, так, что я могла рассмотреть надпись "Росморречфлот" на ходовой рубке, после чего развернулся и причалил кормой к береговому мосту. Началась подготовка к разгрузке. Кроме железнодорожных путей, для грузов предназначена верхняя палуба - там перевозится колесная техника. Чтобы попасть в расположенную в носовой части жилую надстройку нужно пройти мимо вагонов, подняться наверх и миновать контейнеры. Но прежде необходимо прослушать инструктаж по технике безопасности, а также освоить основные понятия: лестница - это трап, дверь - люк, комната - каюта. Только после этого я поняла, как попасть в помещение, в котором мне предстояло провести сорок часов - примерно столько занимает путь от Усть-Луги до Балтийска.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Меня разместили в каюте лоцмана - судоводителя, который проводит корабль по фарватеру при входе и при выходе его из порта. На наш паром лоцман прибывает на катере перед швартовкой, для чего в корме имеется специальная дверь, через которую он поднимается на борт прямо на ходу. А предназначенная для него каюта пустует, и я спокойно в нее вселилась.

Первое, что обращало на себя внимание: все предметы в ней - от мебели до графина с водой - были надежно зафиксированы на своих местах. В последнюю ночь на пароме я оценила это, когда во время сильной качки мои умывальные принадлежности, неосмотрительно оставленные в стаканчике на раковине, летали по душевой, точнее, по гальюну. А пока я поинтересовалась, когда команда питается, и, узнав, что завтрак начинается в семь утра, обед в полдень, а ужин - в шесть часов вечера, отправилась ужинать. В общей столовой, где уже ели члены экипажа судна и пассажиры, меня перехватила заботливая буфетчица Марина Владимировна. Она сообщила, что на борту парома есть тренажерный зал и сауна с небольшим бассейном, вода в котором - из Балтийского моря. А после отправила "лоцмана" Рокоссовскую в кают-компанию, где обычно питается командный состав. Меню там ничем не отличается, зато можно спокойно в неформальной обстановке пообщаться с двумя главными людьми на пароме: капитаном и старшим механиком.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Капитан корабля не просто руководит, но и несет ответственность за все, что происходит на борту. Наш капитан: Александр Вангонен, ему 66 лет, из них 42 года он ходит на различных судах, 25 - в качестве капитана. "Везде побывал, но на нашем Дальнем Востоке не был", - сказал он мне во время одной из бесед. На вопрос, как он попал на "Маршала Рокоссовского", Александр сообщил, что с 2010 по 2013 год работал на пароме "Петербург". "Поэтому, учитывая мои познания, опыт, меня направили", - рассказал он. По словам капитана, первые впечатления были прекрасные: современный, новый пароход. Правда, по мере эксплуатации выявились некоторые недочеты. Что-то можно исправить, а с чем-то приходится мириться.

Тем не менее, команда, по его словам, подобралась хорошая, техника работает отлично, судно великолепно управляется. Капитан приводит пример: "Вы представляете, мы поворачивали почти на 90 градусов, а оно даже не накренилось. Вы, наверное, и не заметили?" Я не заметила. Но заметила, что интуиция капитана и его помощников порой работает не хуже, а то и лучше, чем самая современная техника. Несмотря на то, что паром оборудован электроникой и навигационными системами нового поколения, в разговоре с экипажем то и дело проскакивает, что в той или иной ситуации капитан, "руководствуясь своим опытом", может принять наиболее подходящее решение. А в шкафу на мостике, как мне удалось выведать у помощников капитана, на всякий случай лежит секстант, который позволяет определить положение судна по небесным телам. Он нужен на случай, если паром будет полностью обесточен. Правда, таких случаев в истории "Маршала Рокоссовского" не бывало и сложно себе представить, как это может случиться, учитывая то, что он основательно подготовлен к мореплаванию. Все минимально необходимое для безопасной навигации присутствует на борту в двух автономных экземплярах, чтобы, если один аппарат выйдет из строя, его можно было заменить другим.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Двигателей у "Маршала Рокоссовского" тоже два - это особенность корабля, его, говоря по современному, "фишка". Смотреть их я иду с "дедом" - так моряки называют старшего механика. Ринат Нагимович Зиатдинов - фанат своего дела. И хотя он мог бы быть пенсионером, ведь моряки имеют право на досрочный выход на пенсию уже в 55 лет, сидеть без дела он не может. По пути в машинное отделение Ринат Нагимович признался, что все время просил дать ему работу помасштабнее и посложнее, и вот, наконец, получил ее. Показывая свое беспокойное и очень шумное хозяйство, он пояснил: "Судно оснащено двумя главными двигателями мощностью по шесть тысяч киловатт. Это двигатели двухтопливные - рассчитанные на работу, в первую очередь, на газовом топливе, и в качестве вспомогательного - на дизельном. Естественно работа на сжиженном газу обеспечивает высокую экологичность данного судна и его экономичность, что, конечно, будет положительно сказываться на окружающей среде Балтийского моря. Двигатели у нас достаточно надежные, современные, полностью автоматизированные и, как говорится, с хорошей репутацией". "Так что, у парома два сердца?" - спросила я. "Две ноги", - ответил Ринат Нагимович.

Фото: Ариадна Рокоссовская

Беспокойное хозяйство и офис с видом на море

Журналистка на борту - конечно, источник постоянного беспокойства для команды. Мы еще не отдали швартовы, а третий помощник капитана Дмитрий Александрович уже предупредил меня: "На море без шутки никак!" И действительно: никто - от матросов до помощников капитана - не упускал возможности подшутить над новоприбывшим неопытным членом экипажа, причем обязательно с самым серьезным выражением лица. Это было несложно: я оправдывала заявленную профессию, расхаживая везде и суя свой нос во все разговоры. В этом смысле самым интересным местом, конечно, являлся капитанский мостик. На нем расположено три пункта управления паромом. В центре - главный, с двумя возвышающимися креслами, одно из которых предназначено для капитана, а второе - для лоцмана. Правда, за все время путешествия я ни разу не видела, чтобы кто-то управлял паромом сидя. Зато рядом с креслами всегда находился кто-то готовый объяснить предназначение того или иного прибора. Самым неожиданным для меня оказалось то, что штурвалом на "Рокоссовском" был небольшой рычажок. Справа и слева на крыльях мостика находятся такие же штурвалы для того, чтобы капитан мог "подруливать", оценивая своими глазами обстановку с той стороны, которая может вызвать сложности.

Фото: Ариадна Рокоссовская

По мере продвижения парома к острову Гогланд сотовая связь становилась все слабее, и, наконец, полностью исчезла. Опытный матрос, дежуривший на носу судна, - его еще называют "впередсмотрящий" - подтвердил: да, в ближайшие сутки ее не будет. Не то чтобы мне нужен был на корабле интернет или телефон, но я - дитя своего времени, не могу даже представить себе, что значит быть вне зоны доступа. Матрос снисходительно рассмеялся: "Для меня сутки без связи - это полная ерунда. Бывали у меня маршруты, на которых ее не было неделями. Ничего, смотри на море, пусть глаза отдыхают". Правда, у помощников капитана есть еще спутниковая связь - она нужна им, чтобы вести переговоры с береговыми службами. А остальным и правда остается смотреть на море. Делать это я решила вместе с теми, кто нес ночную вахту, и поэтому поднялась на капитанский мостик, где находились второй помощник капитана и дежурный матрос.

На мостике ночью совершенно темно - специально, чтобы видеть морскую "дорогу". Там в вечерней мгле то и дело поблескивают бортовые огни проплывающих мимо кораблей. "По тому, какой световой сигнал мы видим, можно понять, что это за корабль и куда он идет. Красный огонек показывает, что мы видим его левую сторону, значит, он идет в противоположном нам направлении", - объяснил мне второй помощник Владислав Дмитриевич. В полночь его вахта закончилась, на смену пришел третий помощник капитана, поменялся и впередсмотрящий. Но вместо того, чтобы идти спать, освободившийся матрос вернулся на капитанский мостик с подарком от водителя одной из фур - огромным арбузом. Неожиданно мое ночное "дежурство" закончилось пиршеством в темноте.

Экипаж за бортом

Общаясь с членами экипажа, я гнала от себя мысль, что, возможно, очень скоро эти замечательные, высококвалифицированные моряки сойдут на берег, возможно, навсегда. Дело в том, что именно паромы "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский" в дальнейшем будут задействованы в пилотном проекте автономного судовождения. Что это значит? Грубо говоря, предполагается, что функции управления и навигации будут переданы на берег - операторам с пультом дистанционного управления. Паром будет иметь возможность работы в нескольких режимах: как автономное судно с поддержкой принятия решений, либо управляться при помощи ПДУ. Сейчас эта система находится на стадии проектирования. А в СУДС Усть-Луга мне даже показали место, где она будет располагаться, если все пройдет удачно.

Фото: Ариадна Рокоссовская

"Рокоссовский" и "Черняховский" - первые два судна, которые будут участвовать в этом проекте", - рассказал мне Денис Матузов из АЖПК. Возможно, это случится уже через два года. И капитан Вангонен подтвердил в нашем разговоре, что эта перспектива вполне реальна. По его опыту, для этого паром должен быть оборудован системой динамического позиционирования, которая обеспечивает заданное положение судна или его перемещение по заранее выбранной траектории с учетом действия внешних сил, таких как волнение моря, ветер и течение. По его словам, можно будет задать программу на компьютере, и "Маршал Рокоссовский" будет следовать по заданному пути, а контролироваться это береговыми и спутниковыми системами навигационного обеспечения. "Органы управления судна спроектированы таким образом, что ими можно управлять дистанционно. Поэтому я не вижу больших препятствий", - поделился капитан.

На вахте

Сходить на берег в Балтийске было нелегко. Я сроднилась и с экипажем, и с лоцманской каютой, и - в целом - с "Маршалом Рокоссовским". И, конечно, меня переполняла гордость за то, что паром, названный в честь прадеда, выполняет такие стратегически важные для нашей страны задачи. В прошлом году около половины всех грузов в Калининградскую область доставляли по железной дороге, 10 процентов - на авто и воздушном транспорте, и 40 процентов - по морю. После того, как 18 июня Литва запретила транзит через свою территорию попавших под санкции Евросоюза грузов, резко возросла роль морских перевозок. Стало понятно, как важно иметь независимые от третьих стран каналы поставок товаров на западный форпост России.