Какие убытки нанес мощный удар стихии в Сочи

На курорты Краснодарского края обрушился залповый ливень. Только за час в Сочи выпала почти месячная норма осадков. Больше всего пострадал Центральный район. Эпицентром стала улица Донская. По официальной информации, погиб один человек: женщина оказалась заблокированной между машиной и дорожным ограждением. Было затоплено 120 автомобилей. Возле дома 13а на улице Цурюпы обвалилась подпорная стена, повредив газовую трубу. В Сочи был объявлен режим ЧС.
Стоявшие рядом машины просто наплывали друг на друга. А когда вода сошла, это нагромождение осталось.
Стоявшие рядом машины просто наплывали друг на друга. А когда вода сошла, это нагромождение осталось. / Ирина Белова/РГ

Из-за обильных осадков произошло частичное подтопление автомобильной дороги и припаркованных машин на улице Донской. На следующее утро после удара стихии двор дома 84 выглядел так, будто по нему прошел смерч.

- Эти выходные доставили много неприятностей и жителям города, и отдыхающим, - резюмировала заместитель начальника сочинского Гидрометцентра Валентина Федорова. - Дело в том, что на юг европейской части России вышел обширный циклон, а ливни у нас вызывают резкий подъем воды в реках. Наблюдались и зарождающиеся смерчи над морем.

Десятки машин, оставленные на ночь на стихийной автостоянке, наехали, а точнее, наплыли друг на друга и сложились горкой.

- Это все машины со стоянки, которая была полностью забита автомобилями, - оглядывая пострадавшие авто, отметил местный житель Геннадий Савилов. - Я живу здесь с 1975 года и подобного не помню. В 2012 году вода поднималась примерно на метр, машины тоже поплыли, но остались практически на своих местах. А сейчас вода поднялась еще выше, на два-три метра. Да, СМС-рассылка от МЧС приходила еще днем, но никто не предупреждал, что надо убрать автомобили, все началось резко.

Улицы превратились в реки, по которым плыли машины, бревна и мусор. Стихия выворотила куски асфальта, который укладывали еще перед Олимпиадой-2014. Вода зашла и на лестничные площадки - на первых этажах даже частично затопило квартиры.

- Я приехал с работы, как обычно поставил машину на парковку у соседнего дома, - рассказал местный житель Максим Батухтин. - В 22 часа начался дождь. Как поток воды уносит автомобили, увидел в окно, начала срабатывать сигнализация. Когда вышел из подъезда, воды уже было по колено, и она все пребывала. Таких последствий я не ожидал. У меня Mazda 1999 года, рабочая лошадка, и все документы были внутри. Багажник пустой, все стекла разбиты. Почти на все машины оформлен только полис ОСАГО, у кого есть каско, тому повезло.

- В прошлом году здесь же на мой автомобиль упало дерево, - говорит сосед Максима Станислав Калмыков. - Ущерб составил 300 тысяч рублей. Мне удалось без суда получить компенсацию 200 тысяч и отремонтировать машину, которую я потом продал.

Через день место удара стихии посетил мэр Сочи Алексей Копайгородский, он встретился с жителями.

Согласно градостроительным нормам, площадь застройки должна составлять не более 50 процентов, а зеленых насаждений - не менее 30. Иначе осадкам некуда просачиваться

- Всех пострадавших переписали, работают мониторинговые группы, - сказал глава курорта. - С теми, у кого машины застрахованы, будут работать страховые компании. Если страховки нет, мы постараемся принять меры в рамках закона. Оценим ущерб и подумаем, чем можно помочь. Пока ничего не обещаем.

По мнению краснодарского адвоката Алексея Иванова, возмещение вреда, вызванного затоплением, является обязанностью властей.

- Если автомобиль застрахован, нужно сообщить в страховую компанию о случившемся и добиваться возмещения, - объяснил он. - Если затопление не является страховым случаем, то следует сохранить автомобиль в месте затопления (не транспортировать его), зафиксировать автомобиль в месте затопления (с помощью фото- и видеосъемки), официально оформить акт затопления автомобиля (для этого необходимо вызвать ГИБДД, полицию и ответственных за затопленную территорию: собственников или управляющих парковки, коммунальные службы и так далее), запросить официальные сведения о погодных условиях и выпавших осадках в день затопления (Гидрометцентр, МЧС), оценить причиненный ущерб (обратиться в оценочную компанию), подготовить и направить досудебную претензию в адрес организации, ненадлежащим образом обслуживающей систему водоотвода и канализации, с требованием возместить причиненный ущерб (муниципалитет, коммунальная служба, управляющая компания и так далее), а в случае отказа обратиться в суд.

Как считает гендиректор центра развития рекреационных территорий "Новые горизонты" Ольга Шебзухова, инцидент вызван хаотичной застройкой города и отсутствием качественных ливневок.

- В связи с активной застройкой увеличился объем стока и скорость водосброса, - сказала она. - Что это значит? По нормативу, согласно градостроительному плану, площадь застройки должна составлять не более 50 процентов, а зеленых насаждений - не менее 30. Клумбы и газоны дают возможность осадкам, ливневым водам просачиваться и распределяться естественным путем, это также замедляет скорость водосброса. Так как у нас застройка занимает почти 90 процентов территории, вода стремительно попадает со склонов на ровные участки, и ливневая канализация может с ней не справиться. Водоотводные конструкции могут располагаться и на частных застраиваемых участках. Так как в большинстве случаев эти конструкции ни у кого не стоят на балансе, то их демонтируют, фактически нарушая прежние расчеты. Вопрос не только в том, справляются ли ливневки на улице Донской, а откуда вообще столько воды и как она должна быть распределена.

К 25 июля мониторинговые группы обследовали более 1,7 тысячи адресов примерно на 60 улицах города. Принято 82 заявления от сочинцев о возмещении материального ущерба. 28 домовладений, в которых проживают 135 человек, уже признали пострадавшими. Подворовые обходы продолжаются. Фото: Ирина Белова/РГ

Как вспоминают старожилы, такие осадки уже были, и для субтропического климата с повышенной влажностью это вполне нормально, это не вдруг в пустыне выпал снег. Проливные дожди в Сочи возможны во все времена года.

- Месячная норма осадков за день в городе - не такая уже редкость, и это нужно учитывать. Чтобы избежать таких последствий непогоды, в Сочи должен действовать постоянный инженерный совет, состоящий не из чиновников, а из специалистов, мнение которых должно быть законом для городских служб. Пироги должен печь пирожник, сапоги тачать сапожник, а инженеры - заниматься инженерной безопасностью, ведь Сочи находится в зоне опасных процессов: здесь не исключены подтопления, оползни, в конце концов, землетрясения на первой береговой линии. Еще один важный вопрос - дноуглубление и чистка рек. Ранее в Законодательном собрании Краснодарского края приняли закон, запрещающий любое вмешательство, видимо, чтобы гальку для строительства не расхищали. Так что целенаправленной очистки русел рек давно не проводят. Соответственно за долгие годы дно поднимается, зарастает, пропускная способность водоема значительно уменьшается. Все это свидетельствует о нарушении правил инженерной эксплуатации.

Кстати

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, посетивший Сочи в мае этого года, назвал среди первоочередных задач в рамках программы развития курорта строительство очистных сооружений и ливневой канализации, а также автомобильных дорог.

- У нас первая задача - выполнить поручение президента о строительстве и реконструкции очистных сооружений, - отметил он тогда. - Я считаю, что надо серьезно подойти к этому вопросу и увязать строительство очистных с реконструкцией ливневой канализации.

Очистные сооружения канализации (ОСК) "Бзугу" принимают стоки с части Центрального и Хостинского районов Сочи. Их мощность составляет 70 тысяч кубометров в сутки. Реконструкция позволит увеличить ее на 50 процентов, до 105 тысяч кубометров ежесуточно. Предельная стоимость реконструкции, включая строительство системы водоотведения Центрального района с перебросом стоков на ОСК "Бзугу", составит 10,5 миллиарда рублей. Сроки реализации проекта - 2022 - 2025 год.

Еще в прошлом году Марат Хуснуллин сообщил, что южным регионам из Фонда национального благосостояния будет выделено 150 миллиардов рублей на модернизацию коммунальной инфраструктуры, точнее, на строительство ливневой канализации для предотвращения последствий сильных осадков.

Согласно градостроительным нормам, площадь застройки должна составлять не более 50 процентов, а зеленых насаждений - не менее 30. Иначе осадкам некуда просачиваться