03.08.2022 21:25
    Поделиться

    Правнук известного мецената рассказал о судьбе парка в Крыму

    Саратовские живописцы Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев в начале прошлого столетия создали в Крыму жемчужину садово-паркового искусства Серебряного века - парк Новый Кучук-Кой. Для работы художников тогда пригласил известный в свое время меценат Яков Жуковский. Чтобы понять уровень коллекционера, достаточно упомянуть, что в его собрании были такие шедевры, как картина Левитана "Золотая осень" и "Пан" Врубеля, хранящиеся ныне в Третьяковской галерее. Недавно правнук коллекционера Петр Жуковский принял участие в открытии выставки в филиале Радищевского музея – доме - музее Павла Кузнецова в Саратове. Корреспондент "РГ" узнал у него подробности яркой семейной истории.
    Петр Жуковский старается помочь сохранить наследие своих предков.
    Петр Жуковский старается помочь сохранить наследие своих предков. / пресс-служба Радищевского музея

    Как саратовцы в Крыму оказались

    Будущий меценат Яков Евгеньевич Жуковский работал в ряде крупных банков, а также в министерстве финансов Российской империи в чине статского советника. Его жена Любовь Михайловна Маркович происходила из семьи, связанной родственными узами с украинскими гетманами Скоропадским и Полуботком. Коллекционированием занимались оба супруга, только жена собирала фарфор. В семье из поколения в поколение переходило предание, что ценитель искусств знаменитый миллионер Рябушинский оценивал ее коллекцию чашек дороже, чем собрание живописи мужа.

    В начале прошлого столетия Яков Жуковский вместе с двумя товарищами купил участок на южном берегу Крыма, где потом появилась усадьба и парк Новый Кучук-Кой. Важную роль в их создании сыграло участие художника Павла Кузнецова, украсившего здания майоликовыми панно и мозаикой. А Александр Матвеев создал для парка запоминающиеся скульптуры.

    Как состоялось знакомство саратовских художников с меценатом, точно неизвестно. Возможно, на встречу повлияла нашумевшая тогда московская выставка "Голубая роза", где столичной публике впервые представили работы отечественных символистов.

    - Мне сложно утверждать, что Яков Евгеньевич был знатоком творчества "голуборозовцев". Наверное, имелись какие-то практические причины для этого приглашения. Да и не так много нашлось бы в стране художников, которые могли бы создать подобный парк со скульптурами, а Матвеев как раз и был таким человеком, - считает Жуковский.

    По словам правнука, обстановка в семье Жуковских была демократичной. На закладной доске, вмонтированной в стену дома в Крыму, перечислены все, кто принимал участие в его создании: владельцы, художники и все строители, вплоть до каменщиков. Про Якова Евгеньевича говорили, что он при широкой трате денег на произведения искусства и художественные проекты был скромен в быту. Например, ужин миллионера мог состоять из чая, луковицы и черного хлеба.

    - Революцию вся семья в общем-то приняла. Есть семейный анекдот, что мой дедушка Михаил Яковлевич, будучи мальчиком, под впечатлением агитации своей няни, ранее служившей в семье лейтенанта Шмидта, пускал по Кучук-Кою кораблики с надписью: "Троцкий", - рассказывает собеседник.

    Телеграммы жены Троцкого

    Однако после революции судьба семьи Жуковских сложилась трагично. Еще во время Первой мировой войны, когда немцы подошли к Петербургу, Любовь Михайловна вместе с сыном и дочерьми переехала в Кучук-Кой.

    Яков Евгеньевич в качестве финансиста стал служить новой власти, жил в Москве и приезжал к семье в Крым. В архивах сохранилась его переписка с Луначарским, которого он просил оказать содействие в сохранении Кучук-Коя, а также телеграммы крымским властям заведующей музейным отделом Наркомпроса Натальи Седовой (жены Троцкого), в которых она требует не трогать имение.

    Благодаря такой заботе Любовь Михайловна довольно долго оставалась хранительницей Кучук-Коя и могла там жить. Сам же Яков Жуковский пропал в те смутные годы во время одной из поездок в Москву. Родственники даже не знают, где он похоронен. Тем не менее в начале 1920-х годов все уже было близко к созданию в Кучук-Кое полноценного музея. Однако проект оборвался мгновенно: Любовь Михайловну выселили из имения в 24 часа и организовали в нем санаторий. Хозяйка доживала свою жизнь в Ялте, у дальних родственников - сестер Багратион.

    Петр Жуковский с сыном. Фото: Куликов Андрей/РГ

    Сын Жуковских Михаил от Кучук-Коя дошел до храма на Байдарских воротах и там обратился за советом к священнику, что ему делать. Тот посоветовал идти служить новой власти. По семейной традиции Мика поступил в артиллерийское училище. Во время службы в армии его контузило на учениях. Но, на удачу, в госпитале он познакомился со своей будущей женой врачом Марией Богачевой.

    - Дедушка работал в Москве на заводе ЗИС (ЗИЛ). Сохранилась забавная фотография с Доски почета - "Лучшего стахановца" завода ЗИС. Когда началась война, у него была бронь, но он все равно вступил в Московское ополчение и пропал без вести на фронтовых полях. Бабушка всю войну работала в госпитале, - вспоминает Петр Жуковский.

    Возрождение Кучук-Коя

    Еще во время Великой Отечественной войны связи между разными ветвями семьи Жуковских оказались потеряны.

    - Восстановились они, можно сказать, благодаря чуду. Однажды мама пошла в Москве на выставку художника Сергея Романовича. Жена того, крымчанка Мария Спендиарова, дочь известного композитора Александра Спендиарова, записывала всех посетителей и обратила внимание на мамину фамилию, а она была знакома с другими Жуковскими. Так потомки Якова Евгеньевича и его братьев смогли найти друг друга, - рассказал Петр Витальевич.

    По своему первому образованию Петр Жуковский - искусствовед, говорит, что на выбор повлияла семейная традиция.

    В конце 80-х годов прошлого века в самом тиражном издании Советского Союза журнале "Огонек" была опубликована статья "Будет ли жить Кучук-Кой?" Тогдашний министр культуры известный артист Николай Губенко поддерживал идею о создании здесь музея. Однако этим планам не суждено было осуществиться из-за распада СССР.

    Кучук-Кой оказался в частных руках, и судьба его сложилась печально. На территории парка велось незаконное строительство, было украдено или разрушено большинство скульптур, которые ученики Матвеева в 60-е годы прошлого столетия сделали взамен утраченных во время Великой Отечественной войны.

    Сегодня нынешние собственники Кучук-Коя проводят в парке реставрационные работы. Консультационную помощь реставраторам вместе с другими искусствоведами, специалистами по садово-парковому искусству и Серебряному веку оказывает и Петр Жуковский.

    - Свой долг видим в том, чтобы реставрация была проведена максимально корректно и профессионально. Доступ на территорию парка ограничен, поскольку это не музей, а санаторий, но, конечно, мы выступаем за то, чтобы в дальнейшем он стал более массовым. Сейчас хотя бы специалисты туда по предварительной договоренности могут попасть, и это уже хорошо. Раньше многие люди писали о Кучук-Кое, но никогда его не видели, - говорит Жуковский.

    Часы Грибоедова

    По словам Петра Жуковского, из всего имущества, принадлежавшего семье до революции, у него сохранилась одна вещь - солнечные карманные часы. Поэт Александр Грибоедов подарил их генералу Михаилу Степановичу Жуковскому. Автор "Горя от ума" служил при штабе командующего российской армией на Кавказе фельдмаршала Паскевича, а Михаил Жуковский был генерал-интендантом этой армии.

    Судя по подарку отношения были дружеские, правда, впоследствии они охладились. Поводом послужил знаменитый проект Грибоедова о Закавказской торгово-промышленной компании по образцу Ост-Индийской со своим бюджетом, полицией и даже армией. Друг декабристов предлагал переселить в Закавказье из России крепостных, которые работали бы на плантациях хлопка и табака. Жуковский же, которому Паскевич показал проект, написал на него критический отзыв, предрекая высокую смертность среди переселенцев в непривычном для них климате. Справедливость критики генерала признавали впоследствии даже советские историки.

    А подаренные часы оказались символическими. Грибоедов вскоре уехал послом в Тегеран и там погиб. Закавказская компания была организована примерно через два года после его смерти, но с гораздо менее широкими полномочиями и без переселения крепостных, однако из этого предприятия ничего не вышло. Деньги впоследствии вернули акционерам. А солнечные часы так и хранились в семье Жуковских.

    - В молодости я пробовал пользоваться ими и выяснил, что часы работают: если не минуты, то часы с поправкой на советское декретное время, которое отличается от астрономического, показывают точно, - рассказывает собеседник.

    Кстати

    Саратовский художник Михаил Ле Жень в рамках проекта "Дом-Лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента", поддержанного фондом президентских грантов, провел художественные акции "Телефон-фонтан" и "Сапоги-фонтаны" в парке Кучук-Кой. А в яблоневом саду музея художника Павла Кузнецова в Саратове высадили куст розмарина, подаренный крымскими садовниками.

    Поделиться