Пока не очень понятно, что будет представлять собой это "сопровождение". Что конкретно имела в виду Татьяна Голикова, давая свое поручение? Финансовую помощь? Юридическую? Психологическую? Содействие в трудоустройстве? Безусловно, дети-сироты нуждаются во всех видах поддержки. Но мое мнение: начинать заниматься социализацией воспитанников интернатов и детских домов нужно задолго до того, как они покинут стены социального учреждения.
Сейчас сироты выходят в большой мир совершенно не подготовленными к жизни в нем. Они теряются, не могут приспособиться, найти себе применение. Потому нередко спиваются, подсаживаются на наркотики, становятся жертвами мошенников.
Одна из основных проблем - трудоустройство. Вот если бы детдомовцам давали не только школьные знания, но еще и обучали азам каких-то профессий, то их переход от жизни в интернате к самостоятельной жизни был бы куда как более простым. У нашей организации есть положительный опыт в этом направлении. Несколько лет назад в ряде детских домов мы проводили обучение старшеклассников основам программирования. Курс длился год. Дети были в восторге и впитывали новые знания как губки. Многие из них после выпуска поступили в вузы, чтобы и дальше осваивать специальность программиста. Выйдя из интерната, эти ребята уже имели некое представление о своем будущем и цель на ближайшие 3-4 года. Это, я считаю, очень важно. Хотя в процессе мы столкнулись с большой трудностью - техническое оснащение наших детдомов оставляет желать лучшего. Мне кажется, это тоже очень важный вопрос, который не должен остаться без внимания. Естественно, тут необходимо подключать минфин. Возможно, разработать какие-то грантовые программы для организаций, занимающихся обучением детей-сирот и их допрофессиональной подготовкой, чтобы у таких организаций была возможность закупать необходимое оборудование, нанимать больше квалифицированных преподавателей. На одном энтузиазме долго не продержишься и много не сделаешь. Нужна поддержка государства.
Следующий момент - в нашей стране существует немало предприятий, нуждающихся в кадрах. Почему бы не привлекать к работе на таких предприятиях воспитанников детдомов? Я понимаю, это непросто. Для несовершеннолетних необходимо создать особые условия труда. Но вообще, если внедрить в жизнь подобную идею, это, как говорится, убило бы сразу двух зайцев. И детям бы дало представление о той или иной профессии и утолило бы кадровый голод предприятий. Конечно, на все нужны деньги и человеческие ресурсы. Но лично мне эта идея кажется неплохой, если продумать и проработать все нюансы.
Еще одна отличная идея - ярмарки профессий. По типу таких, как прошла минувшей весной в Севастополе. Можно ведь устраивать их в разных городах по всей стране и приглашать на эти мероприятия детдомовцев, чтобы ребята могли узнать, какие в принципе существуют профессии, получили представление о том, какие специалисты сегодня востребованы на рынке труда, где пройти обучение по заинтересовавшим их специальностям.
И еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются вчерашние воспитанники детдомов, - отсутствие у них необходимых для жизни финансовых и юридических знаний. Поэтому в программу подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни не помешало бы ввести и курсы по финграмотности. А, впрочем, и детям, живущим с родителями, подобные знания пригодились бы. Так что во всех наших школах уже давно пора вводить отдельным предметом финграмотность.