Базовым международным актом в этой сфере является Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года (вступила в силу для Украины 25 сентября 2007 года).
Для целей правовой квалификации нужно ответить на 2 вопроса: 1) что является преступлением ядерного терроризма? 2) какие действия должно предпринимать государство-участник для противодействия этому преступлению?
Согласно статье 2 (b) Конвенции преступлением ядерного терроризма признается, в частности, следующее поведение:
- незаконное и умышленное использование или повреждение ядерного объекта таким образом, что происходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивного материала:
i) с намерением причинить смерть или серьезное увечье; или
ii) с намерением нанести существенный ущерб собственности или окружающей среде; или
iii) с намерением вынудить международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него.
- Для целей предотвращения преступлений по смыслу Конвенции Украина как государство-участник обязана прилагать все усилия к принятию соответствующих мер по обеспечению защиты радиоактивного материала с учетом соответствующих рекомендаций и функций Международного агентства по атомной энергии (статья 8).
- Наконец, получив информацию о том, что преступление, указанное в статье 2, было совершено или совершается на его территории, государство-участник принимает такие меры, которые могут быть необходимым в соответствии с его национальным законодательством для расследования фактов, указанных в этой информации (статья 10).
Можно пойти еще дальше.
В Конвенции предусмотрена оговорка о том, что действия вооруженных сил во время вооруженного конфликта регулируются международным гуманитарным правом (часть 2 статьи 4).
Обращаемся к статье 56 Протокола № 1 к Женевской конвенции 1977 года, которая гласит:
- "Установки и сооружения, содержащие опасные вещества, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных веществ и последующие тяжелые потери среди гражданского населения".
Поскольку ничего из этого украинские власти не выполняют и не пытаются выполнить, можно сделать вывод о том, что систематические нападения на Запорожскую АЭС выбраны ими в качестве метода ведения войны, что запрещено международным правом и общими принципами гуманности, человечности и здравого смысла. Таким образом, нападения Украины на ядерные объекты могут быть квалифицированы по международному праву как акты ядерного терроризма.
Источник: аккаунт заместителя председателя Совфеда Константина Косачева.