Рынок подержанных авто может установить антирекорд
Несмотря на острую нехватку новых машин у дилеров в отсутствие поставок из-за внешних санкций, рынок автомобилей с пробегом в 2022 году может установить антирекорд. Согласно прогнозу агентства "Автостат", в лучшем случае продажи подержанных машин в России могут достигнуть 4,8 млн единиц (-20% к прошлому году), что является самым низким показателем за последние 12 лет.
При пессимистичном сценарии развития рынка его результат окажется еще хуже - 4,4 млн автомобилей с пробегом (-27%), а базовый прогноз предполагает объем реализации подержанных машин на уровне 4,6 млн штук (-23%).
Кстати, это соответствует динамике вторичного авторынка за первую половину 2022 года, когда он сократился на 22%, до 2,17 млн машин.
Впрочем, ситуация с продажами новых автомобилей в последнее время, как известно, обстоит гораздо хуже. И если рассматривать объемы первичного и вторичного рынков, то в начале года они соотносились как 1 к 4, а начиная с апреля на одну проданную новую машину приходится уже более десяти подержанных. Таким образом, последние отчасти стали альтернативой новым автомобилям, которые оказались в остром дефиците или же предлагаются по завышенным ценам.
Как говорит директор "Авилон Автомобили с пробегом" Николай Баскаков, падение вторичного авторынка в первом полугодии произошло в основном на фоне усиления нехватки новых машин и, как следствие, ограниченного предложения на вторичном рынке. Учитывая, что дефицит в ближайшие месяцы будет сохраняться, продажи новых автомобилей и, как следствие, подержанных неизбежно продолжат падать. Поэтому пока на ближайшую перспективу ни о каком росте "вторички" говорить не приходится, тем более что после мартовского пика спрос на автомобили с пробегом в последние месяцы стабилизировался и, очевидно, в обозримом будущем будет оставаться на умеренном уровне.
"На мой взгляд, ключевой вопрос, который должен волновать и потребителей и продавцов, - это не объемы проданных машин, а снижение качества автомобилей с пробегом, рост "серого" рынка, с которым нужно будет бороться и вновь делать его цивилизованным и честным", - рассуждает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
Между тем дефицит предложений не обошел стороной и "вторичку", особенно это касается "свежих" машин. Так, на сегмент автомобилей в возрасте до семи лет в первом полугодии 2022 года, по оценкам "Автостата", пришлось лишь 20%, что является одним из самых низких показателей за последние пять лет. Для сравнения, в 2018-2020 годах эта доля составляла от 23% до 29%, однако в дальнейшем она может снижаться и дальше.
По мнению Дениса Мигаля, причиной этой тенденции стало нежелание владельцев автомобилей в возрасте до семи лет продавать имеющееся транспортное средство, так как на вырученные деньги - с учетом нынешних цен - не купить авто с пробегом выше классом, а новые машины пока не поступают дилерам в нужном количестве и по приемлемой стоимости. Это негативно отражается на возрасте и ассортименте вторичного рынка России, так как он практически не пополняется "свежими" моделями. Данный процесс можно было бы стимулировать отменой утилизационного сбора для ввозимых из-за рубежа подержанных авто, а также введением льгот на их растаможку.
"Наиболее ликвидными и востребованными автомобилями с пробегом являются модели до 3-5 лет, поэтому их сейчас не так много на рынке. Такие машины приобретаются по высоким ценам, так как считаются хорошим вложением средств", - отмечает генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич.
В свою очередь, обостряющийся дефицит на вторичном авторынке вызвал рост цен на подержанные машины. В июле средняя стоимость автомобиля с пробегом составила 1 млн 172 тыс. рублей, таким образом увеличившись с начала года на 17%, или на 175 тыс. рублей. Но если сравнивать нынешний ценник с тем, что был год назад (в июле 2021 г.), то удорожание подержанных машин составило 61%, или 463 тыс. рублей, подсчитали в "Автостате". Для автомобилей в возрасте до семи лет средняя стоимость оказалась на миллион больше - 2 млн 224 тыс. рублей, что на 51% выше показателя годичной давности.
Стоит при этом отметить, что рост цен на вторичном рынке начался еще в сентябре 2020 г. и продолжался на протяжении 20 месяцев, однако в мае этого года цены впервые снизились на 3%, в июне стабилизировались (+0,1%), а в июле снова пошли в рост.
Как считает Николай Баскаков, в течение осени стоимость автомобилей с пробегом еще подрастет, чему будет способствовать усиление дефицита, однако резкого увеличения цен на "вторичке" опасаться не стоит.
"Ценообразование на автомобили с пробегом зависит от спроса, а он по-прежнему превышает предложение. И хотя на рынке уже появились подержанные машины, привезенные из-за рубежа, их количество незначительно и не удовлетворяет потребительский спрос в полном объеме", - резюмирует Андрей Терлюкевич.