Автомобильные компании все чаще требуют ежемесячные взносы за опции

Машинами по подписке уже никого не удивишь - их можно взять как у дилеров, так и, например, у каршеринговых фирм. Но автокомпании активно продвигают и другой формат - опции по подписке. Вслед за рядом зарубежных рынков такой функционал номинально появился и в моделях BMW в России.
За дополнительную плату можно, например, подключить на зиму обогрев руля и передних сидений.
За дополнительную плату можно, например, подключить на зиму обогрев руля и передних сидений. / IQONCEPT/ iStock

За 950 руб. в месяц можно подключить обогрев руля, а за 1,6 тыс. руб. - обогрев передних сидений. Система предупреждения о дорожных камерах обойдется в 250 руб., регистратор BMW Drive Recorder - в 500 руб., система управления дальним светом - в 790 руб. Самой дорогой опцией стала адаптивная М-подвеска за 46 тыс. руб., но ее можно приобрести только единоразово. Минимальный срок подписки - месяц, можно разблокировать функцию навсегда.

Правда, подписка доступна только на машинах с восьмой операционной системой BMW. Например, на новом поколении 7 Series или на рестайлинговом кроссовере X7. В России таких автомобилей, по понятным причинам, пока нет (компания объявила о приостановке производства и поставок моделей в РФ в марте). Интересно, что практически сразу после заявления BMW о платных опциях появились сообщения, что хакеры пообещали владельцам машин немецкой компании взломать программное обеспечение автомобилей.

Надо отметить, что экспериментировала с платными опциями BMW и раньше. Например, в 2018 году марка начала предлагать по подписке доступ к Apple CarPlay. На первых порах за опцию просили 80 долларов в год, что выглядело очень странно: например, CarPlay на "бюджетнике" Chevrolet Spark за 14 тыс. долларов был частью комплектации, а для BMW 5 Series предлагался в качестве опции. Осознав, какой гнев новая модель продаж вызвала у клиентов, компания предложила подписку на 240 месяцев (20 лет) за 300 долларов, а потом отказалась от взимания платы.

Но пытается заработать на клиентах как можно больше не только BMW. Около года назад Tesla вместо единовременного подключения автопилота при покупке стала предлагать владельцам своих моделей оформить на него подписку за 199 долларов в месяц.

А не так давно фирма Илона Маска ввела платный навигатор для некоторых категорий электромобилей. Если водитель решит не оплачивать опцию, функция навигации исчезнет из бортового компьютера Tesla. Единственным выходом для владельца электрокара станет использование смартфона для прокладывания маршрута. Но подключить мобильное устройство к мультимедиа не получится, поскольку в Tesla не предусмотрена синхронизация по Android Auto или Apple CarPlay.

Не остаются в стороне и другие производители. Toyota в США, например, требует подписку на свои телематические сервисы - иначе не будет работать функция дистанционного запуска мотора с ключа. Придется также заплатить за пользование полуавтопилотом от Cadillac. По такому же пути собираются пойти и в Volkswagen.

Дополнительные функции по подписке больше популярны в Европе, а в России потребители привыкли сразу точно знать, какие опции получат при покупке

Аналитик автомобильного сайта "Дром" Игорь Олейников считает, что опции за доплату - это нормальная распространенная практика. "Например, многие уже давно покупают DLC (Downloadable content) к компьютерным играм, а автовладельцы Tesla получают доступ к онлайн-функциям авто по обновлению через Wi-Fi. Появление таких функций "по подписке" у разных автопроизводителей закономерно", - говорит он.

Проблемы могут возникнуть с тем, что дополнительные функции могут изменять или переписывать работу базовых. Например, функция дополнительного разгона автомобиля (режим sport) может быть увязана не с расширением характеристик авто, а, наоборот, с их урезанием в обычном режиме. Как раз такие возможности и будут скорее всего разблокироваться хакерами, неавторизованными прошивками или нелицензионными дополнениями.

Выход из ситуации пока может быть только один - конкуренция производителей и предоставление производителями большего количества опций. Совсем отказаться от опций в будущих машинах вряд ли получится, так как это удобно и для производителя, и для продавца или дилера, и для покупателя. Тренд на опции по подписке будет набирать популярность, уверен Олейников.

Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, в свою очередь, отмечает, что такую инициативу не поддержат производители автомобилей массового сегмента, их целевая аудитория не готова нести дополнительные расходы. "Большинство россиян при выборе авто руководствуются его ценой, поэтому выбирают в том числе исходя из бюджета и соотношения стоимости и технического оснащения транспортного средства. Это одна из причин высокого спроса на автомобили с пробегом, так как на вторичном рынке потребитель может за фиксированную сумму взять тот пакет функций, на который он может рассчитывать без дополнительных расходов", - поясняет он.

Концепция дополнительных опций по подписке, вероятно, будет больше популярна в Европе, где шеринг-экономика стала привычной. А в России потребители покупали те автомобили, которые позволял их бюджет, точно понимая, на какие опции могут рассчитывать, рассказали в ГК "АвтоСпецЦентр".

Как отмечает эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, российские автопроизводители пока не планируют добавлять подписку в перечень своих услуг. "Об этом открыто заявили в АвтоВАЗе: опции, входящие в приобретенную комплектацию, априори и навсегда будут доступны первому и всем последующим владельцам", - добавляет он.