20idei_media20
    09.08.2022 15:00
    Рубрика:

    Балет "Катарина, или Дочь разбойника" стал сенсацией гастролей Красноярского оперного театра в Москве

    На Исторической сцене Большого выступила труппа, отвечающая всем представлениям о современной компании.
    В "Катарине" красавица с ружьем превратилась в культовый балетный образ. / Игорь Захаркин
    В "Катарине" красавица с ружьем превратилась в культовый балетный образ. / Игорь Захаркин

    Как всякая отечественная балетная труппа, Красноярск обладает обширным репертуаром, основу которого составляет классика. "Лебединое озеро", "Жизель", "Баядерка", "Сильфида", "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Раймонда" - в наличии практически полный комплект наследия. Расширить его уже почти невозможно, тем не менее, публика всегда ждет больших впечатляющих спектаклей с легким сюжетом и красивыми танцами.

    Худрук Красноярского театра Сергей Бобров, известный в балетном мире собственными оригинальными прочтениями античной "Антигоны" и "Царь-рыбы" по мотивам романа Виктора Астафьева, нашел выход - в истории. Он вспомнил об одном из самых успешных балетов эпохи позднего романтизма. "Катарина, дочь разбойника" (так назывался оригинальный балет) не сходила с афиш почти полвека, совершив триумфальное шествие от Лондона и Парижа до Петербурга и Москвы.

    Елена Свинко - Катарина. Фото: Игорь Захаркин

    Его авторами были знаменитый балетмейстер Жюль Перро и композитор Цезарь Пуни, неисчерпаемый специалист на легкие и запоминающиеся мелодии. Как было принято во времена Дюма не только в литературе, в основу "Катарины" легла история знаменитого итальянского художника XVII века Сальватора Розы, который был знаменем многих романтиков. А красавица с ружьем превратилась в культовый балетный образ.

    Вернуть на сцену этот утраченный красочный мир (действие переносится из романтических горных пейзажей юга Италии в римские таверны, мастерскую художника, на римский карнавал) и решил Бобров, когда узнал, что в архивах Большого театра хранятся репетиторы "Катарины" для двух скрипок, частично зафиксировавшие музыку Пуни. Остальное пришлось дополнять другими сочинениями композитора (подобный пэчворк - традиция старых балетов, включая "Лебединое озеро" Чайковского). Привести их в согласие друг с другом и оркестровать взялся московский композитор Петр Поспелов. Драматургию и хореографическое решение спектакля Бобров взял на себя, пригласив в соавторы Юлиану Малхасянц. За художественное решение отвечали сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева, в последние годы ставшие ведущими специалистами по возрождению старинных балетных красот. В начале этого сезона спектакль во всей своей трехактной велеречивости был выпущен на Красноярскую сцену, украшенный участием итальянской звезды Большого театра Якопо Тисси в роли художника.

    Спустя сезон активной сценической жизни "Катарина" из Сибири прибыла в Москву. Историческая сцена Большого театра нередко до неузнаваемости меняет образ спектакля. Иной масштаб задает сама атмосфера многоярусного золотого зала, повидавшего всех великих, а легендарный покат сцены бывает немилосерден к чужакам.

    "Катарину" этот масштаб не пожрал, не обеднил сценическую яркость - напротив, оказалось, что на сцене Большого массовые ансамбли для 24 пар кордебалета, восьми корифеек и солистов, невероятные для штата регионального театра, выглядят органично. Более того, стиль "Катарины" и есть легко узнаваемый стиль Большого, с его любовью к драматическим сюжетам, ярким характерам, буквально пожирающему пространство танцу, веселым трюкам, открытой виртуозности, с его представлением о том, что балет, каким бы трагичным ни был сюжет, - это праздник жизни.

    Историческая сцена Большого театра нередко до неузнаваемости меняет образ спектакля

    Это неудивительно, ведь и Бобров, и Малхасянц многие годы выступали на этой сцене и, занимая позиции ведущих характерных солистов, этот стиль олицетворяли. Их "Катарина" не пытается встать в ряд балетных реконструкций - от нее не осталось ни одного научно зафиксированного па.

    Фото: Игорь Захаркин

    Она не играет в стилистические игры, какие любит автор "Дочери фараона" Пьер Лакотт. Авторы "Катарины" проявляют историческую тактичность, опираясь на такие образцы эпохи, как "Жизель", "Эсмеральда", "Сильфида".

    В то же время, их спектакль сохраняет современную динамичность и современные же представления о виртуозности. Это позволяет блистать кордебалету - 24 танцовщицы даже антраша выполняют с компьютерной точностью. Блестяще точны корифеи - например, в комическом ансамбле "гондольеров" (знатоки с радостью опознают источник вдохновения постановщиков - "Концерт" Джерома Роббинса) Ярослава Болсуновская, Елизавета Волкова, Мария Кулошвили, Елена Михеечева, Филипп Аржанов, Григорий Ботенков. Но никому не затмить ведущих солистов: неутомимая Елена Свинко в заглавной роли не только меняет амплуа от чистой классики до гротеска и трагедии, но впечатляет точностью и легкостью, с которой проводит даже финальное па-де-де. Не отстает от нее и Георгий Болсуновский в партии Дьяволино. К концу третьего часа спектакля остается сожаление только о том, что нет возможности снова увидеть "Катарину" на сцене Большого театра.

    Справка РГ

    Реальная история путешествия Сальватора Розы в горы Абруццо стала поводом для сюжета о его знакомстве с предводительницей местных бандитов прекрасной Катариной, за любовь которой он соперничает с разбойником Дьяволино.

    Поделиться: