В 2022 году в России отремонтируют более 4,9 тысячи км федеральных автодорог

В 2022 году планируется отремонтировать более 4,9 тыс. км федеральных автомобильных дорог, рассказали "РГ" в Федеральном агентстве дорожного хозяйства. Ремонт ведется по плану, чтобы поддержать качество дорог и обеспечить безопасность движения, а неудобства, с которыми летом сталкиваются автомобилисты, временные, говорят эксперты.
Илья Наймушин / РИА Новости

Что ремонтируют

Перечень работ по ремонту автомобильных дорог определяется на основании приказа минтранса России № 402 от 16.11.2012. В частности, на дорогах сначала укладывают выравнивающий и один дополнительный слой покрытия. В некоторых случаях предварительно могут провести фрезерование, то есть снять часть асфальта. Может быть выполнена и полная замена слоев дорожного покрытия.

С помощью фрезерования также устраняют трещины в покрытии глубиной до 50 мм и другие неровности.

А еще меняют бордюры либо устанавливают недостающие бордюры и ремонтируют их по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров.

В какие сроки проводят ремонт

Любая поверхность изнашивается, и дороги, конечно, тоже. Когда состояние дороги становится неудовлетворительным, покрытие нужно менять. Тогда проводят капитальный ремонт. Но некоторые работы выполняют в интервалах между капремонтом. В этом случае восстанавливают слои износа, защитные слои, проводят поверхностную обработку дорожных покрытий. Сроки проведения таких работ установлены ГОСТом Р 58861-2020. Документ с длинным названием является национальным стандартом по проведению капитального и обычного ремонта дорог, а также планирования межремонтных сроков, поясняют в Росавтодоре.

На основании ГОСТа плановую периодичность проведения работ по устройству (восстановлению) слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок дорожного покрытия назначают исходя из фактической среднегодовой суточной интенсивности транспортного потока по наиболее загруженной полосе движения. Учитываются и другие условия. Это дорожно-климатическая зона, материал защитного слоя или слоя износа, наличия факта применения в зимний период участниками дорожного движения зимних шин с шипами противоскольжения.

Все дороги в зависимости от используемого типа дорожной одежды распределены по категориям. Для каждой трассы межремонтные сроки свои. В случаях, когда используется капитальный тип дорожной одежды, установлен срок в 12 лет, а в случаях с облегченным, низшим типом дорожной одежды - 5 лет.

Фактически срок проведения работ по ремонту или капитальному ремонту автодорог и искусственных сооружений на них, а также перечень участков, подлежащих ремонту, устанавливают на основании данных обследований. Для этого есть отдельный ГОСТ.

Необходимость проведения работ также определяют по состоянию конструктивных элементов.

Какие дефекты устраняют

Тротуары и бордюры относятся к объектам дорожного хозяйства, добавляет руководитель архитектурной мастерской № 3 Градостроительного института "Мирпроект" Роман Лукин. К дефектам покрытий дорог и тротуаров, которые нужно устранить в ходе ремонта, относятся проломы, волны и гребенки, бугры и просадки. Такие дефекты возникают естественным образом при эксплуатации дорог, а также по причине сильных перепадов температур, которые являются характерной особенностью московского климата в зимний период, поясняет эксперт. Также ремонт потребуется там, где в асфальтобетонном покрытии есть дефекты в виде трещин, просадок, колейности, ямы и выбоины.

Учитывают и состояние бордюров. На бортовом камне могут быть сколы, ненормативный уклон, если камень вертикально отклоняется от проектного положения, а также коррозия бетонного камня, отмечают в Росавтодоре.

Выявляют дефекты дорожного покрытия с помощью диагностики.

Также используются результаты мониторинга и данные учета выполненных дорожными организациями работ. На основании этих данных формируется база данных о состоянии дорог, которая используется для планирования работ по капитальному и текущему ремонту. Если в работе такой схемы нет сбоев, можно своевременно проводить ремонт и замену тротуаров, бордюров в тех местах, где это необходимо, говорит Лукин.

В большинстве городов при планировании дорожных работ пользуются федеральными нормативными документами, говорит завкафедрой Института пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта Николай Лушников. Но в крупных городах, как, например, в Москве, могут быть установлены свои требования, менять асфальт и бордюры могут директивно раз в несколько лет. Например, проблемой может стать колея на дорогах, даже если нет выбоин и трещин.

К тому же не все федеральные нормативы распространяются на муниципальные дороги. В каждом регионе решают сами. По-хорошему, нужна системная работа и единые нормативы проведения ремонта в зависимости от интенсивности движения на дорогах, говорит Лушников. Сейчас есть единые требования по проектированию дорог, а по их эксплуатации нет.

Можно ли использовать старые бордюры

После демонтажа старый бордюр должны утилизировать на полигоне твердых бытовых отходов. Повторному использованию он не подлежит.

Бортовой камень за исключением гранитного делается из специального цементобетона, который для дорожного покрытия использовать нельзя - он слишком слабый, у него низкая плотность, поясняет Лушников.

Однако из бордюров могут сделать крошку для досыпки по обочинам дорог, оснований тротуаров или для строительства других вспомогательных объектов, поясняет эксперт.

Чаще всего использованные бордюры вывозят на свалки, отвалы, их разравнивают, засыпают обломками.