К самым популярным товарам, которые занимают 75% от всего онлайн-ретейла, относятся мелкая бытовая техника, кухонные принадлежности, стройматериалы и украшения для дома. Если говорить о еде, чаще всего россияне покупают в интернете бананы, яблоки, молоко, сыр, картофель и хлеб.
Традиционно самыми активными пользователями онлайн-магазинов стали москвичи. В топ-10 регионов, активно использующих интернет для покупок, также вошли Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Красноярский край, Нижегородская область, Самарская область и Татарстан.
Покупательская способность в онлайн-канале не только сохранилась, но даже выросла. И хотя во втором квартале рост объемов продаж был не таким интенсивным, как в первом, тем не менее каждый месяц этого периода почти на 40% превышал показатели 2021 года, а это довольно внушительный прирост, говорит президент АКИТ Артем Соколов. Причиной роста онлайн-торговли Соколов называет ускоренный рост потребительского спроса на фоне нестабильной ситуации в физической рознице (сокращение ассортимента, уход иностранных брендов) и достаточное количество товарных предложений в онлайне: наличие товаров привычных марок, приход новых брендов, производителей и импортеров.
Сейчас растут онлайн-продажи детских товаров, одежды и обуви, товаров для домашних животных, продуктов питания - из продовольственных категорий особенно значительный рост, более чем в два раза, отмечается в сегменте кондитерских изделий.
Текущие темпы роста онлайн-рынка могут сохраниться еще в ближайшие два года: запас роста у онлайн-сегмента все еще довольно большой за счет регионов, где логистика только начинает развиваться, считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
В новых реалиях драйверами электронной коммерции остаются маркетплейсы, отмечает Антон Ларин, CEO операционного партнера маркетплейсов XWAY. Темпы роста электронной торговлипостепенно замедляются. Однако не исключено, что онлайн-торговля будет и дальше пользоваться повышенным спросом. Для бизнеса специализированные площадки являются наименее рисковым и ресурсозатратным каналом продаж - не требуется снимать дополнительные помещения под склад, нанимать большое количество сотрудников, тратить средства на создание сайта и запуск рекламы, выстраивать логистические цепочки.
При этом маркетплейсам необходимы льготы, которые повысят их рентабельность и дадут дополнительный стимул к развитию отрасли, считает Гайк Мартиросян, управляющий партнёр QuattorAdvisory. Несмотря на то, что маркетплейсы по сути являются IT-компаниями, которые разрабатывают собственные онлайн-платформы, IT-льготы по налогу на прибыль и страховым взносам для них недоступны.