Как отмечают в ведомстве, полувагоны - наиболее востребованный сегмент грузоперевозок. Некоторые грузоотправители снизили ставки предоставления полувагонов на спотовом рынке в два раза. В результате ставка на рынке в отдельных случаях опустилась ниже тысячи рублей, уменьшившись более чем в два раза по сравнению со ставками в начале 2022 года.
"Такое снижение ставок связано, в том числе, со снижением цен на металл. Это влияет на стоимость железнодорожных колес и крупного вагонного литья (боковые рамы, надрессорные балки и прочее), а также других деталей для производства и ремонта вагонов", - говорится в сообщении ФАС.
Ставки предоставления вагонов не регулируются государством и являются результатом игры спроса и предложения на рынке железнодорожных грузовых перевозок. В долгосрочной перспективе (год и более) на эти ставки оказывают влияние такие факторы, как цена нового вагона, стоимость запчастей и цены на разные виды ремонтов. Но в краткосрочном периоде (в течение месяца, квартала или года) гораздо большее влияние оказывает фактор спроса и предложения подвижного состава, то есть баланс парка вагонов, поясняет Фарид Хусаинов, эксперт центра мониторинга эффективности тарифной политики НИУ ВШЭ. Если спрос превышает предложение, то возникает дефицит вагонов и ставки начинают расти, если, наоборот, на рынке профицит вагонов, то ставки из-за избытка предложения снижаются.
Рабочий парк полувагонов с января по июль этого года вырос на 6% - на 30 тысяч вагонов. При этом погрузка в целом по всем родам грузов снизилась за семь месяцев на 5,5 %. Таким образом, сейчас наблюдается профицит полувагонов, что вызывает снижение ставки.
Есть регионы, где наблюдается высокая концентрация простаивающего грузового парка. На сегодня речь идет о целом поясе, протянувшемся от южноуральских станций через Нижнее Поволжье до Северного Кавказа и Юго-Запада страны, рассказывает Ринат Резванов, старший научный сотрудник НИФИ Минфина России. Это означает, что там потенциально высоким оказывается риск непроизводительного занятия станционных путей, излишней маневровой работы и как следствие - общее снижение грузооборота, замедление логистики. С учетом того, что на южные магистрали сейчас возложена повышенная ответственность за бесперебойную доставку гуманитарных и строительных грузов в Донецкую и Луганскую народные республики, на Украину, важность как можно более оперативного разрешения возникшей ситуации на этих направлениях сложно переоценить, подчеркивает эксперт.
На железнодорожном транспорте спрос на перевозку не слишком эластичен, особенно со стороны массовых грузов, поэтому само по себе снижение ставки не всегда приводит к увеличению спроса на перевозки, отмечает Хусаинов. Если вы отправляете уголь на экспорт, а его цена в Европе выросла со 100 долларов (как это было в первом полугодии 2021 года) до 250 долларов (как это было в октябре 2021 года), то в этих условиях доходность продажи угля настолько велика, что рост тарифа или ставки может совершенно не оказывать никакого влияния на динамику погрузки. С другой стороны, есть и другие грузы - в первую очередь различные товары народного потребления, которые в случае слишком высокого роста тарифов могут переключиться на другие виды транспорта.
Сейчас трудно точно спрогнозировать, какие объемы погрузки мы получим в ответ на разнонаправленное движение тарифов РЖД (рост) и ставок операторов (снижение). Единственное, что точно произойдет - это перераспределение доходов, собираемых с грузоотправителей от операторов подвижного состава к РЖД, считает эксперт.
"С трудом верится, что снижение ставок на услуги аренды полувагонов приведет к увеличению объема перевозки. Стоимость данной услуги следует потребностям грузоотправителей, а не наоборот. Вероятнее всего, это просто снизит издержки грузоотправителей и ничего более", - говорит Виталий Дианов, член генсовета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер AlUMNI Partners.