Поделиться

    В Подмосковье прошел Международный военно-патриотический слет "Моторы войны"

    В лесу под Черноголовкой (наукоград в 45 км к северо-востоку от Москвы) прошло ралли машин, которым от 80 лет и больше.

    Представьте, вот вы мирно пешком бредете или едете по пустой дороге. Суета и московско-подмосковные пробки где-то далеко, а тут тишина и благодать. И вдруг из-за лесной опушки прямо на вас, обдавая дизельным выхлопом и лязгая гусеницами, выезжает танк Т-34. А за ним, о чудо, поднимая столбы песка и пыли, несется первый советский грузовик "Уайт - АМО", броневик Д-12, катит уникальный автобус ЗИС-8. А за ними - раритетный английский грузовик Bedford…

    Все перечисленные марки, за исключением легендарной "тридцатьчетверки", на планете Земля сохранились в единичных экземплярах. А вот здесь и сейчас их можно не просто увидеть своими глазами, но и потрогать. И даже прокатиться.

    В мире довольно много коллекционеров и реставраторов олдтаймеров, т.е. армейской колесной и гусеничной техники вековой давности. И немало стран, где раритетов, пожалуй, даже больше, чем у нас. Но больше нигде в мире ралли на старинных военных машинах не проводят. Только в России.

    Обычно бесценная техника мирно стоит в музеях и в экспозициях, как частных, так и государственных. В самом крупном - в Москве, в экспозиции на Рогожском валу - по субботам проводят т.н. "динамические показы". Это когда отдельный раритет делает круг почета по музею, или выкатывает ненадолго во двор.

    Фото: Игорь Елков/РГ

    И только один раз в году "ветераны" выходят в поле. Это для них серьезное испытание: нужно пройти трассу в 16 км без скидки на возраст и заслуги. И массовая "полуторка", и раритетнейший французский грузовик Citroën Type 23U, которых вы вряд ли еще где-то в мире увидите, - в равных условиях. Лесная дорога, которую не видит никакой Гугл или Яндекс-карты. И вообще, навигатор здесь никому не в помощь.

    В большинстве случаев и дорог-то никаких нет, есть относительно проходимые лесные тропы, по котором накануне ралли прошлись с бензопилами (срезали небольшие деревья) организаторы "Моторов войны". Экипажи получают от судей маршрутные листы с ориентирами: где и когда повернуть. Заблудился, свернул не туда - твои проблемы. Плутай хоть до утра.

    Фото: Игорь Елков/РГ

    Побеждает не сильнейший, а самый внимательный и аккуратный. Ну и, наверно, удачливый. Никогда ведь не знаешь, что станет главным испытанием. На прошлых ралли автору этих строк пришлось своими руками выталкивать австрийский грузовик "Штейр" из грязи и луж. На этот раз луж не было, но от этого легче не стало. Напротив, из-за аномальной жары моторы начали перегреваться, закипать. И вообще, непонятно, что для станинной техники хуже: проливной дождь, или пекло. Но в отличие от большинства международных ралли, наше отличается невиданной взаимовыручкой.

    Вот трогательная картина: из леса выезжает британский грузовик "Бэдфорд" (нечастая у нас модификация Bedford OYD, всего на их родине с конца 1930-ых и до 1953 года произвели 72 тыс.). А на буксире у него - Humber FWD. - Ко всему вроде бы привык, традиционно ожидаю любых сюрпризов, - не скрывает эмоций историк бронетанковой техники Юрий Пашолок. - Но вот чтобы Humber тащил на буксире Bedford!..

    Надо пояснить: Humber FWD, это фактически единственная полноприводная машина собственного производства в английской армии. Причем, довольно редкая: таких армейских внедорожников с 1941 по 1945 годы выпустили 5,2 тыс. штук. Англичане ее ценили, во время Ялтинской конференции Humber был замечен в кортеже Уинстона Черчилля. В мире их осталось немного. А в России сегодня всего две "Хамбера": один в Самаре (в Музее внедорожников), второй в Москве.

    Фото: Игорь Елков/РГ

    За рулем "Бэдфорда"-спасителя - очаровательная женщина, Людмила Лен, одна из организаторов "Моторы войны", в то время как экипаж не пережившего испытания лесным ралли "Бэдфорда" чисто мужской.

    Мужики неловко извиняются: "А что поделаешь, в лесу искра пропала, движок "не схватывает", половина свечей сухие". Впрочем, это ралли не имеет гендерных ограничений или преимуществ. Участвуют немало семейных экипажей, в салонах и в кузовах много детей и подростков, а прекрасные дамы часто входят даже в экипажи танков.

    Еще одна интересная деталь. Термин "международный" отнюдь не фигура речи. На слете представлено полсотни действующих единиц техники первой половины XX века: танки, бронеавтомобили, мотоциклы и автомобили производства СССР, США, Англии, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии. Что ни для кого не проблема. Это ведь на Западе проповедуют теорию "отмены всего русского". Здесь такого нет, да и быть не может.

    История не имеет сослагательного наклонения, во время войны мы получали по ленд-лизу достойную и крайне нужную Красной армии технику - и за это благодарны союзникам. И здесь никому в голову не придет убрать с ветрового стекла "Виллиса" американский флаг.

    Кстати, о "Виллисах". По итогам заездов первое и второе места заняли экипажи двух Willys, оба 1944 года выпуска. Первое место у экипажа Дмитрия Казакова и Владимира Погорелова. Серебро - у Дмитрия и Николая Берестень. Третье место в честной и упорной борьбе завоевали Евгений Мермишев и Максим Зубарев на немецком Stoewer R200 Typ40. На русском название машины читается как "Штёвер", выпущена она в 1941 году.

    Конкретно

    В фестивале приняли участие военно-исторические клубы, частные коллекционеры военной техники, ряд военно-патриотических музеев и объединений: Государственный военно-технический музей, Музей "Моторы войны", Музей старинной техники "Военный ангар", военно-исторический клуб "Капонир", Союз ВПК "Дивизион", "Мастерская Евгения Шаманского" и др.

    Поделиться