Компания Яндекс объявила, что получает сервис Delivery Club в рамках сделки с VK. После ее закрытия Delivery Club и Яндекс Еда перейдут на единую технологическую платформу. Визуально пользователи не заметят изменений - бренд Delivery Club, приложение и сайт останутся и будут работать как раньше. Слияние должно объединить ресурсы двух сервисов и ускорить развитие рынка доставки.
Яндекс оценил объём рынка доставки готовой еды и продуктов в 650 миллиардов рублей за 2021 год - эта цифра включает и специализированные сервисы, и сами заведения, в которых заказ можно сделать на сайте или по телефону. Примерно такую же оценку дает и BusinesStat - по их данным рынок превысит 675 млрд рублей в 2022 году. В Яндексе ожидают, что в ближайшие годы рынок продолжит расти как минимум на 20% в год, а доставка станет для миллионов людей повседневной услугой.
Для пользователей, как показывает статистика, важен не бренд сервиса доставки, а качество и удобство услуг, которые он предоставляет. Так, согласно опросу, проведенному РОМИР, потребители не видят больших отличий между разными видами доставки. Из тех, кто регулярно заказывает еду на дом, 26% процентов предпочитает это делать через агрегаторы, при этом 43% опрошенных используют сразу несколько площадок для заказа, включая, например, собственные доставки ресторанов. Благодаря спросу на разные сервисы рынок остается фрагментированным. По оценке BusinesStat, ни один из его игроков не занимает более 14% рынка. Разные сервисы закрывают одну и ту же потребность - поесть. Поэтому оценивать рынок доставки готовой еды и продуктов из магазинов предлагается как один общий.
Развитие рынка доставки продуктов после сделки может ускориться. "Объединение с Delivery Club позволит нам выделить больше ресурсов на развитие и быстрее реагировать на пожелания пользователей, ресторанов, магазинов и курьеров", - говорит руководитель фудтех-направления в Яндексе Дмитрий Масюк. В компании поясняют, что после объединения с Delivery Club над продуктом будут работать сотни инженеров.
У Яндекс Еды и Delivery Club будет единая платформа распределения заказов. За счет этого курьеры смогут получать больше заказов в одном районе, а значит, привозить их быстрее. Для доставщиков Delivery Club также откроется доступ ко всем преимуществам для партнеров Яндекса: страховке, юридической помощи и прочим.
Переход Delivery Club к Яндексу также поможет развитию инструментов саморегулирования рынка. К примеру, партнеры Delivery Club - рестораны и магазины - смогут принять участие в работе независимой отраслевой комиссии по вопросам сотрудничества. Ее задача - следить за соблюдением принципов равноправного взаимодействия всех участников и решать спорные вопросы. "Еще несколько лет назад нельзя было и помыслить, что такая комиссия в принципе может существовать, - отмечает омбудсмен ресторанного рынка Сергей Миронов. - И то, что в нее теперь сможет войти Delivery Club, безусловно, позитивный шаг для рынка в целом".
Другие игроки рынка доставки еды также будут стараться укрепить свои позиции. Например, сегодня стало известно, что в результате разделения активов совместного предприятия VK и "Сбера" последний получит сервис доставки продуктов "Самокат". Поскольку у банка уже есть крупный продуктовый сервис "Сбермакет", стоит ожидать усиления интеграции сервисов. Также "Сбермаркет" собирается запускать и доставку из ресторанов. А, это означает, что рынок ждет рост конкуренции и новый виток развития фудтех-сегмента.