Эксперты ждут подорожания бензина и дизельного топлива на АЗС

Цены на АЗС радовали население нашей страны с марта. Они если и не снижались существенно (хотя в некоторых регионах бензин дешевел) то, по крайней мере, не росли. Но в конце июля тренд изменился. По данным Росстата, топливо в рознице стало дорожать. Пока не существенно, но эксперты считают, что умеренный рост продолжится. Одной из причин станет изменение в формуле демпфирующего механизма с сентября этого года.
iStock

В среднем по России бензин марки АИ-95 с начала весны к концу июля подешевел на 40 копеек, почти вернувшись к уровню декабря 2021 года. Схожие процессы происходили с ценами на АИ-92 и АИ-98. Дизельное топливо за тот же период сбросило в цене 64 копейки. Снижение не превышало 1,5% от цены, но после почти непрерывного роста цен на АЗС в 2021 году и на фоне скачка инфляции в первой половине этого года - более чем на 11%, было неожиданно.

С конца июля цены на АЗС понемногу вернулись к росту. Сильнее всего, по данным Росстата, они выросли с 16 по 22 августа. В среднем на 9 копеек, но, например, бензин марки АИ-98 и выше подорожал за неделю сразу на 27 копеек, а дизельное топливо на 11 копеек.

С начала 2022 года цена на топливо практически не увеличились, отмечет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс" Артем Тузов. По его мнению, это не нормально, учитывая прогнозную инфляцию в 14% в этом году. Поэтому должен начаться рост цен на АЗС, который пока тормозится переизбытком продукции на рынке и снижением курса доллара к рублю. По мере перераспределения спроса на других покупателей и роста курса доллара к рублю бензин должен начать дорожать, причем существенно. Можно ждать 55-57 рублей за литр бензина АИ-95, считает эксперт. При этом Тузов подчеркнул, что по итогам года рост цен на топливо не может превысить уровня инфляции.

С этим не совсем согласен аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман. По его мнению, ожидать сильного подорожания бензина на АЗС не стоит. Умеренный рост розничных цен на бензин в ближайшие месяцы может продолжиться, но о значениях, сопоставимых с общим уровнем инфляции, речи сейчас не идёт. Кроме того, в феврале 2023 года заработает эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из нашей страны, что приведет к увеличению предложения топлива внутри России и будет сдерживать цены, считает эксперт.

Если разбираться с причинами, почему топливо в рознице не дорожало пять месяцев, а именно сейчас цены на АЗС стали расти то, по мнению Кауфмана, с весны этого года из-за сложностей с экспортом на внутреннем рынке образовался избыток нефтепродуктов. Это снизило цены на них в опте и соответственно повлияло на стоимость в рознице. Сейчас же экспорт стабилизировался, что вместе с сильным внутренним спросом в летний сезон, привело к восстановлению оптовых цен, потянувших за собой розницу. Кроме того, свою роль сыграло приближение изменений в расчёте выплат по демпферу с сентября этого года. Это также толкает цены вверх, отмечает эксперт.

Демпфирующий механизм (демпфер) компенсирует из бюджета нефтяникам часть возможной прибыли от экспорта, когда они поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Соответственно, это сдерживает рост розничных цен на АЗС. С весны этого года, когда возникли проблемы с экспортом российской нефти и нефтепродуктов, механизм, фактически, стал мерой поддержки отрасли. Поставки за границу стали ограничены, а демпфер сделал выгодными отгрузки на внутренний рынок, позволяя получать дополнительную прибыль. За семь месяцев этого года выплаты из бюджета по демпферу составили 1,5 трлн рублей.

Здесь, правда, необходимо отметить, что именно нефтяные компании компенсируют половину расходов государства на демпфер за счет роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А если учесть дополнительные доходы бюджета в этом году от нефтяной отрасли из-за роста мировых котировок, то можно допустить и полную компенсацию.

С сентября, в формуле демпфера будет учитываться дисконт на российскую нефть, который с марта по август колеблется от 20 до 30%. Соответственно, эта скидка будет снижать выплаты отечественным нефтеперерабатывающим компаниям.