28.08.2022 15:22
Поделиться

Впервые в России создана Федерация мужских хоров и ансамблей

Основателем Федерации стал художественный руководитель Праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря Георгий Сафонов. Первым шагом новой организации станет Фестиваль мужских хоров, который состоится в Красноярске 31 августа - 3 сентября. Участие в нем примут 20 мужских хоров, причем не только из России, но и из Австралии, США, Беларуси, Китая и Сербии.
Пресс-служба хора Данилова монастыря

Георгий, наверное, главный вопрос, который интригует всех: почему только мужчины и зачем вообще нужно это объединение мужских голосов?

Георгий Сафонов: Традиция русского исконного пения во многом берет свое начало от былинных, исторических и обрядовых песен, церковных распевов и напевов монастырей, которые исполнялись, в основном, мужскими голосами. Женские были менее востребованы (за исключением женских монастырей и отдельных обрядовых традиций русского народа) и появились в церквях и на театральных подмостках только в ХIХ веке.

Сегодня, к сожалению, традиция фестивалей мужских, юношеских хоров и хоров мальчиков в России практически сошла на нет. И это очень обидно: я сам воспитывался в хоре мальчиков и прекрасно помню, какие многочисленные фестивали были в советские времена, в которых мы принимали участие - ездили в Горький, Киев, Ленинград, Москву, Литву, Латвию, Эстонию, Германию, Польшу… Такие фестивали и сейчас проходят, но - не у нас.

А ведь прекрасное певческое искусство мальчиков, юношей, мужчин очень отличается от искусства иных хоров. У мальчиков другая манера пения, они как колокольчики поют, звонко, с таким блестящим металлическим призвуком. У девочек пение более матовое.

Что касается мужского хорового пения, то в композиторском изложении для смешанных хоров тесситура всегда более повышенная. Мужской хор поет в своей тесситуре, более низко. Особой густотой звука отличается пение басов и баритонов. Кроме того, есть уникальные теноровые тембры. Когда мужской хор при глубочайших басах начинает петь еще и теноровые или контр-теноровые партии, возникает не сравнимое ни с чем звучание... Сопрано так не споют. Строение голосового аппарата у нас разное. Вспоминаю, как один бас из церковного хора мне говорил: "Когда я читаю "Апостола" на венчании (а там текст: "…а жена да боится своего мужа"), у меня невесты падают в обморок". Это, конечно, шутка, но, вообще вибрация мужского низкого голоса очень сильно воздействует на женскую природу. Это правда.

Фото: Пресс-служба хора Данилова монастыря

Воображаю хор из нескольких сотен мужчин на одной сцене. Мощно! А, на ваш взгляд, такая пропаганда мужественности, маскулинности - она сегодня актуальна?

Георгий Сафонов: Это же наше, исконное. На Руси, помимо монастырского пения, где в основном пели мужчины, было еще и бытовое пение. Женщины, конечно, тоже пели - обрядовые песни, хороводные, колыбельные. Хотя я уже доказал в наших концертах, что колыбельные в исполнении мужских голосов звучат весьма выразительно. Как говорится, "когда поют солдаты, спокойно дети спят". И на самом деле под звуки мужского голоса ребенок засыпает быстрее. Проверено!

Георгий Струве говорил, что хор - это прообраз идеального общества

И покосные песни мужики пели. Я уж не беру исторические, былинные… Наши предки давно доказали: чтобы пробудить в человеке чувства героизма, патриотизма, храбрости (а если ты мужчина - ты должен обладать этими чувствами) - нужно петь. Яркий пример. Париж, 1814 год. Наши войска подошли к городу и окружили его. Французы приготовились обороняться. А наши казачки, в ожидании атаки, от нечего делать, собрались в своих биваках и стали петь. И Париж открыл ворота без единого выстрела! Понимая: если у русских такие хоры, воевать с ними бесполезно.

Я заметил: когда мы в концертах исполняем песни, известные всем, зал начинает подпевать. Это чувство сопричастности чему-то большому, сильному, мощному очень важно для человека. Композитор Георгий Струве говорил: "Хор - это прообраз идеального общества". И когда люди ощущают себя частью этого общества, создается очень крепкая платформа для консолидации. А вокруг чего можно сплотить людей? Вокруг образа сильного, храброго защитника, любящего мужа, умного лидера, способного повести за собой. Вот таким должен быть мужчина.

Федерация мужских хоров и ансамблей уже создана. Но как я понимаю, она будет включать не только российские хоры?

Георгий Сафонов: Федерация должна обрастать монастырскими, военными, любительскими, ветеранскими, юношескими хорами. Это будет этакий "паук", который распустит свои сети по всему миру. Главное условие - чтобы хор был мужским. И пел, в том числе, на русском языке. Все это будет провозглашено на съезде Федерации, который пройдет сразу после нашего фестиваля.

Примечательно, что к нам уже попросились белорусы, сербы. Русские хоры Австралии, Америки проявили интерес. Именно поэтому мы не стали обозначать свою организацию каким-то географическим термином: просто Федерация мужских хоров и ансамблей. По-мужски - коротко и ясно. Брутально!

Расскажите подробнее о предстоящем фестивале. Кстати, почему он, первый, пройдет в Красноярске?

Георгий Сафонов: Потому что его активно поддержал губернатор Красноярского края Александр Усс. Кстати, по его инициативе в Красноярске создан Сибирский мужской хор в Успенском культурно-историческом центре.

Аналогов нашему фестивалю нет. В нем примут участие не только православные хоры, но и католики, мусульмане, буддисты, иудеи, атеисты. Это будет фестиваль межнациональный и межконфессиональный. Его слоган: "Территория музыки - территория мира".

А что вам важнее представить на этом празднике голосов: современный хоровой репертуар или особенности разных коллективов?

Георгий Сафонов: Нам важно и то, и другое. Например, на нашем фестивале будет присутствовать Антон Висков, замечательный композитор, последователь композиторских традиций Рахманинова, Свиридова. Он специально для этого события написал маленькую кантату "Господи, я верую" на стихи Сергея Есенина. На фестивале пройдет ее мировая премьера.

Чеченская капелла "Илли" будет петь свою национальную музыку. Иудеи исполнят традиционные молитвы. Будет, разумеется, грузинское многоголосие. Белорусы споют свои народные песни. Австралийцы - гимн Австралии. Американцы - спиричуэлс. Китайцы - свою народную песню. Помимо этого, многочисленные православные хоры покажут стилевое многообразие русской и российской музыкальной культуры. Мы уважаем конфессиональные и национальные чувства каждого.

Важно, что все это произойдет в географическом центре России. 14 профессиональных мужских хоров выйдут на сцену, плюс 6 хоров примут участие онлайн. Практически все произведения будут звучать а капелла, только некоторые - в сопровождении рояля или, где это потребуется, с привлечением фонограммы. Например, в финале, на закрытии, мы исполним "Славься" Михаила Глинки так, как о том мечтал сам композитор, - под звуки колоколов и пушечных салютов.

К слову, если в день открытия на сцене будет хор из 200 мужских голосов, то на гала-концерт закрытия мы привлечем всех поющих мужчин и мальчиков Красноярского края. На сцену выйдет около 600 человек. И каждый хор покажет лучшее, что у него есть.

Остается добавить, что в ближайшем будущем Федерация планирует концерты, где на одной сцене будут собираться одновременно около тысячи исполнителей мужского хорового пения. В октябре Федерация намечает устроить концерт под названием "Ave Maria" в Большом Кремлевском Дворце, в котором самые известные и малоизвестные варианты канонического текста "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" Баха, Моцарта, Каччини, Верди, Сен-Санса, Шуберта, Брукнера, Прайзмана прозвучат исключительно мужскими голосами a"cappella в исполнении Праздничного мужского хора Данилова монастыря, Сибирского мужского хора, хора мальчиков Академии хорового искусства имени В.С. Попова, солистов Большого театра России, Московского театра "Новая опера", Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, при участии известных российских эстрадных звезд. А в апреле 2023 года Федерация организует музыкальный марафон в Концертном зале "Зарядье", посвященный 150-летнему юбилею со дня рождения Сергея Рахманинова.